Бесплатный курс «Введение в методику Домана» 10-13 сентября 2024 года. Подробности здесь.

ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

ВЫБЕРИТЕ ТЕМАТИКУ ВОПРОСА:

ВОПРОС: Никто не говорил, что у моего сына повреждение мозга. Как определить, есть ли оно у него?

ОТВЕТ: На вашего ребенка могли навесить один из 350 симптоматических ярлыков, используемых для описания состояния при повреждении мозга (например, задержка в развитии, аутизм, детский церебральный паралич, синдром Дауна, дефицит внимания, проблемы с обучением, перманентное вегетативное состояние или эпилепсия). Эти ярлыки являются индикаторами того, что у вашего ребенка есть повреждение мозга. Чтобы разобраться в этом вопросе более детально, советуем вам прочитать книгу Гленн Домана "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга". 

ВОПРОС: Как вы относитесь к таким терапиям как Войта- и Бобат-терапия. Можно ли совмещать их с программой Доман Интернэшнл?

ОТВЕТ: Каждая семья выбирает для себя из многообразия методов реабилитаций то, что находит полезным и результативным. За 60 лет существования Метод Домана неоднократно доказал свою эффективность в реабилитации детей с диагнозами ДЦП самых разных форм, эпилепсии, аутизма, задержек развития, пр. Однако выбор методики реабилитации, а также совмещение нескольких подходов - это всегда решение семьи. И принимать его нужно взвешенно.

Наша программа обширная, комплексная и требует от семьи вложения усилий и времени. На какие-то еще занятия просто может не хватить времени и сил. Важно также обращать внимание на то, что именно предлагают другие методы - некоторые техники работают иначе, нежели метод Домана, и могут в сочетании дать не тот результат, который хотелось бы получить. Некоторые методы предполагают регулярные поездки (зачастую - длительные) в другие города и даже страны, из-за этого семье придется приостанавливать программу Домана, что также скажется негативно на результативности. Методика Домана дает мамам и папам все необходимые знания и умения, касающиеся физического, физиологического и когнитивного развития, и направлены они не на симптоматическое лечение, а на работу с мозгом, в котором кроется главный источник проблем ребенка. Эти знания и умения позволяют родителям выполнять реабилитацию с ребенком дома, самостоятельно и не зависеть от каких-либо других методик и специалистов.

ВОПРОС: Моей дочери поставили диагноз "ювенильная миоклоническая эпилепсия". Будет ли для нее эффективна дыхательная программа Доман Интернэшнл, и где можно найти практические указания?

ОТВЕТ: Да, наши дыхательные программы показали большую эффективность для детей с различными формами эпилепсии, в частности, и с миоклоническими судорогами. Маски и другие наши техники помогают мозгу ребенка получать больше кислорода, из-за недостатка которого в большинстве случаев и происходят судороги. Однако как любое самолечение, самостоятельное назначение себе программы масок может быть небезопасным. Во-первых, у программы масок имеются некоторые противопоказания - их не так много, но все же они есть, и их надо принимать во внимание. Во-вторых, каждый ребенок индивидуален, и стандартных рекомендаций по продолжительности, частоте и интенсивности программы практически не существует. Данная программа назначается только на приеме в Доман Интернешнл после обследования врача, под наблюдением и руководством наших специалистов, с использованием только оригинальных масок.

ВОПРОС: Моя дочь перенесла энцефалит не уточненной этиологии (предположительно, вирусной) в 11 месяцев. Пострадали лобная и обе височные доли мозга. Ей поставили диагнозы: нейросенсорная тугоухость 2 степени, задержка развития, отсутствие и не понимание обращенной речи. Может ли нам помочь Метод Домана?

ОТВЕТ: Да, Метод Домана помогает при практически любых неврологических состояниях, в том числе при диагнозах, которые вы перечислили. 

ВОПРОС: Можно ли начать заниматься по программе Домана, не делая программу масок?

ОТВЕТ: Да, можно. Конечно, дыхательная программа, и в частности маски – это очень важная часть реабилитации. Но если по какой-то причине она выполняться не может, мы советуем родителям сосредоточится на программе питания и баланса жидкости, уделить должное внимание занятиям по физической и интеллектуальной программе. Кроме того, маски - не единственная дыхательная программа в Доман Интернешнл. На приеме с Доман Интернэшнл вам могут быть назначены другие дыхательные программы, если в них есть необходимость.

ВОПРОС: Если у ребёнка есть противопоказания к применению масок (порок сердца), можно ли начать программу детоксикации без них? 

ОТВЕТ: Мы  просим вас самостоятельно не начинать программу детоксикации и не отменять противосудорожные препараты. Это обязательно должно происходить под контролем специалиста! В Доман Интернэшнл мы проводим тщательный медицинский осмотр ребенка, изучаем его медицинскую историю и только потом составляем схему постепенного ухода с препаратов. Если вы не хотите ждать приезда к нам, заручитесь поддержкой квалифицированного врача. 

ВОПРОС: У дочки порок сердца. Через полгода назначена операция. Стоит ли заниматься по домашней программе, составленной с помощью книг и ждать операции, или лучше начинать программу после операции и личного визита в Доман Интернешнл? Сколько времени должно пройти после операции, чтобы можно было снова начать занятия? 

ОТВЕТ: Стоит начать уже сейчас. Создав для ребенка оптимальную неврологическую среду, организовав грамотную программу питания, соблюдая баланс жидкостей и занимаясь с ребенком, можно, помимо прочего, укрепить его организм и таким образом подготовить к операции. На сколько скоро можно возвращаться к программе должен определять лечащий врач. Главное – возвращаться к занятиям плавно, внимательно следя за состоянием и настроением ребенка.

ВОПРОС: У моего ребенка нестабильность в шейных позвонках, нарушен венозный отток. Можно ли ему выполнять паттеринг?

ОТВЕТ: Нет, при наличии такой проблемы от паттернинга лучше воздержаться.

ВОПРОС: Наша программа, которая была составлен на курсе "Метод Домана: от особых потребностей к здоровью" включает паттернинг. Но у меня нет помощников для паттернинга. Как мне быть?

ОТВЕТ: Безусловно, паттернинг является важной частью программы, но это не значит, что без него результата не будет. Программа Доман Интернешнл всегда комплексная и тем и хороша, что, даже выполняя ее не в полном объеме, можно добиться позитивных изменений в состоянии ребенка. Делайте все, что можете, с максимальной энергией и энтузиазмом. Старайтесь выполнять все качественно. Извлеките максимум из имеющихся у вас возможностей. 

ВОПРОС: Можно ли выполнять брахиацию при тонусе в сгибателях рук?

ОТВЕТ: Приподнимать за руки и постепенно переходить к висам при повышенном тонусе сгибателей рук не только можно, но и нужно. Но здесь важно соблюдать правило: очень короткие подходы, при этом частота их выполнения должна быть высокой. То есть, наша задача - дать ребенку максимум возможностей для практики при их небольшой продолжительности. Увеличивать продолжительность одного подхода важно очень и очень постепенно. Это необходимо для того, чтобы помочь мозгу развиться, а рукам - стать сильнее.

ВОПРОС: У моего сына поражение ЦНС 2-3 степени, задержка психомоторного развития, ему 4 месяца. С чего можно начать выполнение программы по Методу Домана? Какие стимуляции нам лучше всего выполнять, если у ребенка есть проблемы со зрением и тактильными ощущениями?

ОТВЕТВаш малыш еще совсем маленький, и это замечательно – ведь в таком раннем возрасте мозг очень хорошо откликается на стимуляции. Можно начать с паттернинга: начните с одного 15-секундного подхода в день и постепенно доведите количество подходов до пяти-шести, длительностью в 30 секунд. Вы также можете класть ребенка на пол, в том числе и на наклонный. Но, конечно, не стоит помещать малыша на самый верх горки, для начала вы можете положить его на высоту 20 см от пола, а когда он успешно научится преодолевать это расстояние, немного увеличить дистанцию.

Также важно не оставлять ребенка на наклонном полу надолго – максимальная продолжительность его пребывания там не должна превышать одной минуты. Что же касается стимуляций: вы можете самостоятельно оценить малыша по профилю развития, определить степень его повреждения мозга и составить для него индивидуальную начальную программу по книге «Да, ваш ребенок – гений!».

ВОПРОС: У моего 18-месячного ребенка эпилепсия. Я слышала, что диета может помочь. Это правда?

ОТВЕТДействительно, питание может оказывать существенное влияние на интенсивность приступов. А некоторые продукты способны и провоцировать судороги. 

В первую очередь мы рекомендуем исключить соль из диеты ребенка. Соль задерживает воду в организме, а избыточная жидкость может усугубить течение судорожного приступа. Также важно исключить сахар, но не только тот, который ребенок потребляет в чистом виде. Необходимо избегать фруктов и овощей с высоким гликемическим индексом, потребление которых может привезти к резкому скачку уровня сахара в крови. Такой скачок способен стать "спусковым крючком" для судорог. 

И, конечно, всем детям с повреждением мозга мы настоятельно рекомендуем отказаться от употребления молочных продуктов и продуктов, содержащих глютен. 

ВОПРОС: У моего ребенка проблемы с едой: отвращение при ее виде, отсутствие жевания, скудный рацион питания и только однородная консистенция. Существуют ли в Методе Домана какие-то приемы, чтобы решить эти проблемы?

ОТВЕТ: Как правило, подобные проблемы связаны с нарушениями сенсорного восприятия, а также, возможно и зрительного. Это может быть проблемой, связанной с тактильной гиперчувствительностью в ротовой полости, нарушением восприятия разных текстур и гиперчувствительностью к запахам. Для решения подобных проблем, наряду с другими элементами Методики Домана, у нас используются различные программы сенсорной интеграции - тактильной, ольфакторной, а также стимуляции ротовой полости и дыхательные программы. 

ВОПРОС: Моему сыну 8 лет. Раньше в занятиях с дефектологом мы использовали метод «подкрепления едой». Занятия по старому методу мы прекратили, но новый способ обучения пока не работает. Как мотивировать ребенка к занятиям по Методу Домана?

ОТВЕТ: Не совсем ясно – занимаетесь ли вы с сыном только чтением или также показываете ему карточки Домана. Если вы делаете все сразу – остановитесь и сосредоточьтесь только на чтении. Перечитайте еще раз книгу «Как научить вашего малыша читать», если это необходимо. Действуйте согласно тем принципам, которые описаны в этой книге: наполните занятия радостью, излучайте энтузиазм, наслаждайтесь временем, проводимым с ребенком. Также помните о том, что занятия должны быть короткими, но регулярными. Если вы будете делать все так, как написано в книге, это непременно даст результат. \

Очень часто бывает так, что ребенок не проявляет видимого интереса к занятиям, но это отнюдь не значит, что его у него нет. Родители, приезжающие к нам, нередко жалуются на то, что их дети, якобы, не интересуются учебой и ничего не усваивают. Но когда мы начинаем оценивать навыки чтения ребенка, оказывается… что он уже прекрасно читает! Мама и папа просто в шоке, но отрицать очевидного не могут – так как оценка происходит на их глазах. У детей с повреждением мозга есть проблемы с самовыражением, с демонстрацией своих способностей, именно поэтому мы настоятельно советуем не тестировать ребенка дома.
Но есть и случаи, когда ребенок может действительно потерять интерес к учебе. Обычно это происходит, если занятие протекает слишком медленно или длится слишком долго. Если качество изучаемого материала не соответствует способностям ребенка (часто родители недооценивают интеллект своих детей и предлагают им слишком простые материалы, из-за чего детям быстро становится скучно). Помните, что обучающая сессия должна быть динамичной, короткой и содержательной.

ВОПРОС: Моему ребенку ставят диагнозы "умственная отсталость" и "отставание в развитии". Его главной проблемой, на мой взгляд, является неспособность сосредоточиться на чем-то, сконцентрироваться. Физически он развит хорошо. С чего начать занятия по Методу Домана?

ОТВЕТ: К нам очень часто обращаются родители малышей с аналогичными диагнозами. Обычно у таких деток повреждены те области мозга, которые отвечают за интегративные процессы (согласованную работу отдельных мозговых центров). Возможно, ответ покажется вам неожиданным, но начать мы бы советовали с ... изменений в питании. Очень часто проблемы, которые вы описываете, связаны с тем, что дети очень чувствительны к определенным продуктам, в частности к глютену и казеину. Эти вещества как раз и ухудшают интегративные мозговые процессы, что ведет к нарушением в поведении, усвоении информации и препятствует своевременному формированию речи у. Постепенно исключив из меню малыша все продукты, содержащие глютен и казеин, уже через 6-9 недель вы увидите существенные положительные изменения в его состоянии. Конечно, мы бы также рекомендовали заниматься с ребенком по интеллектуальной и физической программам, но важно начать с физиологии

ВОПРОС: Подскажите, пожалуйста, стоимость курса.

ОТВЕТ: Всю информацию о курсе, в том числе о его стоимости, можно узнать на странице курса.

КУРС "МЕТОД ДОМАНА"

ВОПРОС: Почему курс стоит так дорого? Может быть, существует какая-то более бюджетная альтернатива для не очень обеспеченных родителей?

ОТВЕТ: Мы прекрасно понимаем, что многим родителям из стран СНГ непросто найти средства для посещения курса. Доман Интернэшнл являются некоммерческой организацией, и мы не получаем никакого финансирования от государства, что вынуждает нас взимать плату с наших родителей. Если мы не будем этого делать – то просто перестанем существовать. К сожалению, мы не можем снизить и стоимость обучения – ведь свои счета мы оплачиваем именно в долларах. 
Стоимость посещения курса уже много лет остается неизменной, хотя по объективным причинам ее уже не единожды нужно было поднять. Также в каждой стране мы стараемся найти спонсоров, которые возьмут на себя часть расходов родителей. В России есть благотворитель, который уже трижды поддерживал проведение курса и оплачивал около 40% стоимости его проведения. Мы надеемся, что и далее нашим родителям будет оказываться подобная поддержка. 
В апреле 2020 впервые состоялся онлайн-курс "Метод Домана: от особых потребностей к здоровью" на русском языке. Его стоимость значительно ниже стоимости очного курса.

ВОПРОС: Кто может принять участие в курсе?

ОТВЕТ: Курс подходит для родителей детей с диагнозами: РАС, аутизм, задержка в развитии, гиперактивность, ДЦП, микроцефалия, гидроцефалия, эпилепсия, инсульт, травма мозга, умственная отсталость, синдром Дауна, другие генетические нарушения.

ВОПРОС: Моей дочери 7 лет, ей поставили диагноз - атактический синдром. Подходит ли нам этот курс? 

ОТВЕТ: Да, курс "Метод Домана: от особых потребностей к здоровью" вам подойдет. 

ВОПРОС: Что я получу в результате курса?

ОТВЕТ: Каждая семья в результате курса получит:

  • Профиль развития своего ребенка, позволяющий оценивать и отслеживать его развитие;
  • Программу развития своего ребенка, рассчитанную на 6 месяцев ежедневных занятий;
  • Рекомендации по организации питания, развитию дыхания, физическому, интеллектуальному развитию ребенка;
  • Рекомендации по созданию среды, благоприятной для развития ребенка;
  • Письменную поддержку своего коуча в ходе выполнения программы;
  • Звонок коуча через 6 недель после курса;
  • Конспект лекций курса, а также дополнительные материалы, необходимые для выполнения программы;
  • Право на получение консультации по дыхательной программе;
  • Право приезда на визит с ребенком.

ВОПРОС: Могу ли я взять своего ребенка с собой на курс?

ОТВЕТ: Сотрудники Доман Интернешнл разработали такую систему обучения, при которой в самые короткие сроки родители получают весь объем необходимой информации, чтобы провести оценку своего ребенка и разработать программу, по которой вы будете заниматься следующие полгода. Чтобы ничего не мешало усвоению материала и вам не приходилось отвлекаться на протяжении курса, ребенка необходимо будет оставить дома.
За три дня у вас будет возможность познакомиться с такими темами, как:

  • принципы роста и развития мозга ребенка,
  • основы и философия Метода Домана,
  • как сделать функциональную оценку своего ребенка и поставить ему функциональный диагноз,
  • как правильно подобрать программу реабилитации своему ребенку,
  • как выполнять физическую, интеллектуальную, физиологическую программы с ребенком,
  • как организовать благоприятную для развития среду,
  • как мотивировать ребенка на занятия,
  • как организовать эффективное выполнение программы по Методу Домана.

Если вы хотите приехать на курс вместе с ребенком, то вам необходимо будет позаботиться о няне или других помощниках, которые будут находиться с ребенком во время курса.

ВОПРОС: Я буду вдали от своего ребенка очень долго! Мне обязательно присутствовать на лекциях все дни?

ОТВЕТ: Да, это действительно очень долго. И да, вам необходимо присутствовать на лекциях все три дня. На самом деле, даже трех дней недостаточно для того, чтобы научить вас всему, чему бы нам хотелось вас научить. И к концу недели родители очень хорошо это осознают. Вы приедете домой, лучше понимая своего ребенка, глядя на него другими глазами, больше уважая его и лучше зная, что ему нужно. У вас в руках будет реальный план сражения с болезнью – с подробным описанием того, что вам потребуется делать каждый день.

ВОПРОС: У меня накопилось так много вопросов! Будет ли у меня время их задать?

ОТВЕТ: Родители приезжают на курс с тысячами вопросов. На сотни из них они получают ответы в ходе лекций, проводимых каждый день. Кроме этого, у них есть возможность задавать дополнительные вопросы в перерывах между лекциями (перерывы делаются каждые 50 минут на протяжении всего курса), а также до начала и после окончания лекций. Сотрудники Доман Интернэшнл стараются тщательно следить за тем, чтобы родители получили ответы на все интересующие их вопросы. Также на четвертый день участники курса имеют возможность получить 30-40-минутную индивидуальную консультацию с нашим сотрудником, в  ходе которой они обсудят составленную родителем программу и наш специалист ответит на оставшиеся вопросы.

ВОПРОС: Вы говорите, что на курсе мы будем выполнять оценку развития ребенка, но при этом на курс необходимо приехать БЕЗ ребенка. Каким образом выполнить оценку ребенка без его присутствия?

ОТВЕТ: Гленн Доман и его команда, среди которых была и команда Доман Интернешнл, проводили этот курс на протяжении многих лет. Обновляя и совершенствуя курс, мы продолжаем его дело. Перепробовав различные системы обучения, мы выбрали самую эффективную, которая давала бы максимальный результат родителям, которые к нам приезжают, а значит, и их детям.
Курс построен таким образом, чтобы не просто провести оценку ребенка с помощью специалистов, а научиться выполнять такую оценку самостоятельно. Оценка ребенка проводится по Профилю развития - особому инструменту, который был разработан Гленном Доманом и его командой в результате многолетних исследований и наблюдений за детьми по всему миру. Благодаря материалам курса, вы не просто сможете определить уровень развития вашего ребенка в данный момент, но и научитесь оценивать его состояние и отслеживать прогресс в любой период его жизни, даже если рядом не будет специалистов.
Мы дадим вам эффективные инструменты, расскажем, как их применять, и вы сможете скорректировать оценку, проведенную на курсе, уже по приезду домой.

ВОПРОС: Почему запись на прием осуществляется только после того, как хотя бы один из родителей прослушал курс?

ОТВЕТ: Обычно программу по методу Домана выполняют сами родители. Эффективное выполнение программы невозможно без понимания процессов развития ребенка и функционирования мозга, а также без понимания сути каждой из частей программы, разработанной Командой Доман Интернэшнл. Наш опыт показал, что родители, хорошо понимающие цель каждого из направлений в программе их ребенка достигают более успешных результатов!
Лекции, практическая часть, личное общение с командой Доман Интернэшнл, а также сопровождение каждой семьи персональным коучем с первого дня курса - все это поможет организовать эффективное выполнение программы по возвращении домой.

ВОПРОС: Курс обязательно должны прослушать оба родителя?

ОТВЕТИ да, и нет. Нет, присутствие обоих родителей на курсе не является обязательным. Да, будет намного лучше, если курс прослушают и мама, и папа. Этот как раз тот опыт, который способен изменить жизнь, и впоследствии родители часто говорят нам, как они рады тому, что посетили курс одновременно. Кроме того, всегда легче приступить к выполнению программы сообща, когда оба родителя понимают и могут поддержать друг друга.

Но посещение курса обоими родителями является обязательным требованием к зачислению семьи на дальнейшие, самые интернсивные программы.

ВОПРОС: Будет ли интересен ваш курс педагогу, работающему с нормотипичными детьми без патологий?

ОТВЕТ: Курс "Метод Домана: от особых потребностей к здоровью" разработан как обучающий курс для родителей детей с особыми потребностями, где мы рассказываем родителям об особенностях функционирования поврежденного мозга, обучаем их определять уровень развития функциональных навыков у своего ребенка и рассказываем о техниках, которые родители могут выполнять дома с детьми самостоятельно. Метод Домана по большей части ориентирован на занятия родителей с детьми, ведь, как говорил Гленн Доман: "Мама - лучший учитель для малыша". Тем не менее, мы всегда рады всем, кто желает приехать к нам "в гости" и посмотреть на нашу работу с особыми детьми в нашем кампусе в Италии. Если вы хотите посетить кампус, свяжитесь с нашим представителем по России и СНГ - Татьяной Напоровой

ВОПРОС: Могу ли я сразу приехать в Доман Интернешнл с ребенком, минуя курс "Метод Домана"? 

ОТВЕТ: Нет, на прием могут приехать только те семьи, в которых родители прослушали курс "Метод Домана: от особых потребностей к здоровью". Чтобы попасть на продвинутую программу Доман Интернэшнл и эффективно выполнять программу, составленную нашей командой, вы должны не просто прочитать книгу Гленна Домана "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга". Вы также должны понимать философию методики, зачем выполняется каждый элемент программы и также знать об исследованиях, которые подтвердили его эффективность. Всему этому мы учим родителей на курсе. Алгоритм "Чтение книг - Прослушивание курса - Посещение Доман Интернэшнл вместе с ребенком" - доказывает свою эффективность на протяжении многих десятилетий. 

ВОПРОС: Если я прослушаю курс, какие варианты у меня есть в дальнейшем? Могу ли я приехать в Доман Интернешл вместе с ребенком? Возможно ли общение с сотрудниками Института Домана по Skype?

ОТВЕТ: Чтобы помочь разным детям, сотрудниками Доман Интернэшнл было разработано несколько вариантов реабилитационной программы, которые удовлетворяют потребностям максимального количества семей - как тех, кто хочет постоянно приезжать в Доман Интернэшнл, так и тех, кто по каким-то причинам не может себе этого позволить. Чтобы узнать об услугах, которые мы предоставляем, посетите страницу "Наши услуги".  

услуги доман интернэшнл

ВОПРОС: У нашего ребенка ДЦП, ему полтора года. Месяц назад мы обнаружили, что у него опущено мягкое небо, из-за этого сейчас малыш часто поперхивается, закашливается, храпит. Как ему можно помочь? Есть ли какие-то специальные приемы?

ОТВЕТ: Опущение мягкого неба может иметь разные причины, неврологические и не только, поэтому прежде всего необходимо проконсультироваться с ЛОР-врачом. Если же в возникновении данного симптома преобладает неврологический компонент, то значимое улучшение может дать дыхательная программа, а также программа питания Доман Интернэшнл. В частности, исключение глютена и казеина, будут полезно ребенку, так как снизят содержание про-воспалительных веществ в пище, а значит, помогут улучшить состояние ребенка.

ВОПРОС: Мой ребенок с диагнозом аутизм ест только хлеб, сок и конфеты. Что делать в первую очередь?

ОТВЕТ: К сожалению, подобные проблемы встречаются очень часто. Можно попробовать решать их несколькими способами. Можно попытаться для начала предлагать более здоровые альтернативы продуктов, которые ребенок пожелает съесть - например, вместо обычного хлеба давать безглютеновый, заменить конфеты на менее вредные сладости из сухофруктов или безглютеновую выпечку на сиропе топинамбура или кокосовом сахаре (важно помнить, что это - лишь временная мера на пути к конечной цели - полностью уйти от глютена и сладкого). Затем постепенно переходить на обычные фрукты вместо сладостей.

Параллельно с этим все время предлагать правильную пищу - чтобы ребенок видел альтернативы и при желании мог что-то из этого съесть. Можно предлагать правильные продукты сначала в небольших количествах - как лекарство, и затем постепенно увеличивать порцию хорошей пищи и уменьшать количество неправильных продуктов. Однако с некоторыми детьми все эти меры могут не сработать.

Тогда, возможно, остается только один вариант - позволить ребенку немного поголодать, после чего, проснувшийся аппетит заставит его съесть все те полезные блюда, которые приготовила мама. 

ВОПРОС: Можно ли ребенку с синдромом Дауна заниматься висами и брахиацией? Неврологи говорят, что у детей с этим синдромом подвижные плечевые суставы и это опасно.

ОТВЕТ: Такие случаи, чтобы у детей были подвижны плечевые суставы только в связи с синдромом - очень редкие. 99.9% детей на программе Доман Интернэшнл выполняют эти упражнения без проблем. Если до этого у вас не случались инциденты, связанные с излишней подвижностью плечевого сустава, то скорее всего, такой проблемы нет.

В любом случае мы начинаем программу брахиации и висов очень медленно, постепенно, выполняя их в течение нескольких секунд, наблюдая за ребенком. Увеличиваем продолжительность плавно, чтобы избежать любых проблем с суставами.

ВОПРОС: Моему сыну с синдромом Дауна (Трисомией 21) 6,5 лет. Не поздно ли начинать с ним программу по Методу Домана?

ОТВЕТ: Нет, в 6,5 лет не поздно начинать программу. Прочитайте книгу "Как научить своего малыша читать" (конечно, если вы уже познакомились с книгой "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга"). и составьте для сына прекрасную программу чтения - и наслаждайтесь ее выполнением. Это будет отличным началом! Результат не заставит себя ждать, ведь ваш ребенок только и ждет возможности проявить свой интеллектуальный потенциал!

ВОПРОС: У моей дочери с синдромом Дауна косоглазие. Насколько сильно это влияет на ее развитие?

ОТВЕТ: Действительно, у многих деток с Трисомией по 21 хромосоме, приезжающих в Доман Интернэшнл, мы наблюдаем косоглазие (чаще сходящееся). Стоит также отметить, что данная проблема характерна для всех детей с серьезным или глубоким повреждением мозга. Дело в том, что зрительные области мозга очень чувствительны к повреждениям. Если представить, что, к примеру, гипоксия повредила лишь какую-то одну часть головного мозга ребенка, велика вероятность, что это будет именно зрительная область. 
Да, проблемы со зрением существенно влияют на развитие ребенка, в частности интеллектуальное - ведь они неминуемо приводят к трудностям с чтением и письмом. 
Можно ли каким-то образом улучшить зрение малыша? Да, это возможно. Для этого необходимо увеличить количество кислорода, поступающего в головной мозг ребенка. Самый простой способ это сделать - начать выполнять интенсивную физическую программу, обязательным атрибутом которой является ползание на животе и четвереньках. Именно благодаря ползанию, перемещению в пространстве развиваются зрительные пути любого здорового малыша. Когда ребенок ползет, ему необходимо определять расстояние до того или иного предмета - а это невозможно сделать, не скоординировав работу обоих глаз, не сведя их в одну точку. Таким образом ползание (а в последствии и стояние, и ходьба) способствует формированию конвергенции зрения. А у ребенка с косоглазием проблемы, в первую очередь, именно с ней.

ВОПРОС: Моему ребенку 15 месяцев. Он ползает на животе и пытается вставать на прямые ноги. Ползать на четвереньках не получается. Следует ли водить ребенка за руки на прямых ногах или пока не позволять вставать на ноги?

ОТВЕТ: Развитие мобильности ребенка проходит по определенным ступеням: ползание на животе, на четвереньках, затем ходьба и бег. Это не просто двигательные навыки - это неврологические функции человека. Поэтому для развития ребенка в целом важно, чтобы он успешно прошел данные ступени. Любые другие способы передвижения - перекатывание, например, или ходьба на ладонях и стопах (мы называем это ходьбой "слоненком"), подпрыгивание на коленях, - являются патологическими, и поощрять их не стоит. Мы бы порекомендовали вам приложить все усилия, чтобы сформировать правильное ползание на четвереньках, давая ребенку максимум возможностей для этого. Ведь как только малыши научаются ходить, заставить их ползать будет невозможно! Так что старайтесь придумывать игры, используйте игровые тоннели, чтобы ребенок ползал на четвереньках, помогайте ему правильно принимать это положение - все, что только сможете придумать для того, чтобы помочь малышу пройти эту важную для его развития стадию. И также важно все делать с радостью и энтузиазмом, ведь часто именно в этом кроется ключ успеха в занятиях с детьми!

ВОПРОС: Есть ли специальные упражнения для укрепления рук и развития мануальных навыков?

ОТВЕТ: Для укрепления мануальных навыков детей мы используем программу висов, а затем и брахиации. Она способствует укреплению мышц рук, развитию моторики ребенка, формированию и закреплению правильного пинцетного захвата и улучшению навыков владения руками

ВОПРОС: У ребенка очень болезненно режутся зубы. Как ему помочь?

ОТВЕТ: Облегчить состояние малыша можно следующим образом:

1. Выполнять массаж щек и десен, не менее трех раз в день. Для этого достаточно просто чистыми руками совершать свободные массажные движения.

2. Заморозить воду в детской бутылочке с соской, поместив ее в холодильник "вверх ногами", чтобы вода замерзла в соске. Давать ребенку возможность жевать эту соску со льдом - холод поможет облегчить болезненные ощущения.

3. Смешать 10 чайных ложек кокосового масла, 2 капли гвоздичного масла и немного ванильного экстракта. Важно брать качественные масла (не искусственный кристаллический ванилин). Использовать получившийся состав в качестве массажного масла. Массаж выполнять легкими движениями, не дольше одной минуты.

ВОПРОС: Мой ребенок очень плохо спит ночью, просыпается каждый час буквально в истерике, и мне приходится долго его успокаивать, укачивать, чтобы он снова заснул. После бессонной ночи мы с малышом чувствуем себя обессиленными и выполнять программу в полном объеме не получится. Каким образом наладить сон?

ОТВЕТ: Конечно, просыпаться каждый час – настоящее испытание для всех. Часто дети просыпаются несколько раз за ночь, потому что для сна им нужна пустышка, бутылочка или родитель, который будет их укачивать. Представьте, что после того, как вы заснули, кто-то отбирает ваше одеяло или подушку. Конечно же, вы сразу проснетесь, и вам будет очень сложно уснуть снова. Дело в том, что ваше тело и ваш мозг ассоциируют эти предметы со сном. Точно так же у многих детей со сном ассоциируются укачивания, баюканья, кормление и пр. 
Дети, которые часто просыпаются, нередко ложатся спасть слишком поздно. Чем раньше ваш ребенок отправляется в кровать, тем лучше! Дело в том, что циркадные (суточные биологические) ритмы организма вашего малыша начинают замедляться в районе 7 часов вечера. И если укладывать ребенка примерно в это время, он не успеет переутомиться, легче сможет заснуть, и сон его будет более качественным. Отправиться в кровать позже - значит лечь спать в состоянии «переутомления». Переутомление у ребенка проявляется в виде гиперактивности. Если малыш ложится слишком поздно, ему сложнее уснуть, и также он чаще просыпается посреди ночи. 
Если вы как следует наладили диету малыша, а улучшений в области сна так и не наступило, необходимо проанализировать привычки ребенка. Возможно, вам нужно будет привить малышу новые здоровые привычки, которые позволят ему самостоятельно засыпать. Начните пораньше класть ребенка спать и постарайтесь постепенно «исчезнуть из его поля зрения». Изменение любой привычки – дело крайне непростое, но действуя последовательно, можно добиться устойчивых положительных изменений.
Еще один момент, на который вам стоит обратить внимание, – это физическая активность вашего ребенка. Дети, которые недостаточно активны в течение дня, тратят слишком мало энергии и попросту не успевают устать. Сделайте все возможное, чтобы ваш малыш больше двигался.

ВОПРОС: Эффективно ли обучение математике по Методу Домана (точками) 7-ми летнего ребенка с диагнозами аутизм и умственная отсталость? Или эта методика подойдет только для маленьких детей?

ОТВЕТ: Как правило, для детей старше 3 лет обучение математике с помощью карточек с точками не также эффективно, как для детей младшего возраста. Однако мы все же рекомендуем заниматься по карточкам с точками и с более старшими детьми, потому что это всегда полезно для общего развития ребенка, поможет ему лучше усвоить количества и благотворно повлияет на развитие мозга и становление неврологических функций в целом. 

ВОПРОС: Мой ребенок умеет читать и писать, однако при письме делает множество ошибок, часто пишет слова и буквы в зеркальном отражении. Чем это можно объяснить и как помочь ребенку справиться с проблемой?

ОТВЕТ: Есть три основных причины, по которым у детей возникают трудности с письмом и правописанием. 
Первая - чтобы лучше писать, ребенку нужно лучше освоить чтение. Если навыки чтения далеки от беглости, то у ребенка будут возникать и проблемы с правописанием. В этом случае нужно просто показывать ребенку отдельные слова, одно это уже поможет ему лучше запомнить, как они пишутся. Потом можно просить его переписать их, и таким образом мы скомбинируем чтение и письмо.
Также есть вторая категория детей, у которых трудности с письмом, в частности "зеркальное" письмо, вызваны неврологическими проблемами. Лучший способ им помочь - начать выполнять с ними комплексную программу. Важно применять всесторонний подход, который поможет организовать мозг в целом. Здесь могут быть полезными следующие программы - обогащение кислородом по Методу Домана, ползание, программа чтения, паттернинг - все это в комплексе поможет сделать функционирование мозга более слаженным, особенно в том случае, если у ребенка есть трудности с конвергенцией, которые мешают ему освоить чтение и письмо. 
Третья группа детей - это дети с проблемами определения ведущего полушария. Часто у них возникает феномен "зеркального" написания букв или письма "наоборот" - например, вместо слова "дуб", ребенок напишет "буд". Таким детям мы назначаем специальные упражнения, которые помогут им определиться с доминирующим полушарием. Но прежде всего, нам необходимо сделать все, чтобы проработать первые два фактора - помочь ребенку начать бегло читать, улучшить неврологическую организацию мозга и затем уже переходить к вопросу доминирующего полушария.

ВОПРОС: Возможно ли научить здорового ребенка читать по-русски по Методу Домана?

ОТВЕТ: Конечно! За нашу многолетнюю практику с помощью методики Гленна Домана чтение освоили тысячи детей (как особых, так и нормотипичных) из самых разных стран, на разных языках. Многие дети с помощью методики Домана начали читать на нескольких языках, причем осваивали даже те языки, которыми не владеют их родители. Принципы, по которым строятся занятия и подача учебного материала в целом универсальны, и практически не меняются в зависимости от языка. Подробнее  о том, как обучать ребенка чтению по методу Домана - с легкостью и удовольствием - можно познакомиться в книгах Гленна Домана "Как научить малыша читать" и "Как приумножить интеллект вашего ребенка". 

ВОПРОС: Если родители не говорят на английском, могут ли они обучать этому языку своего ребенка? Как избежать проблем с грамматикой при обучении?

ОТВЕТМогут, без всякого сомнения. Прежде всего, помогите ребенку начать понимать английский. Для этого английская речь должна «поселиться» у вас дома. Если родители способны произнести несколько фраз или слов на иностранном языке, им следует говорить их, чтобы дать ребенку некоторый опыт. Также поищите музыку, поэзию на английском. Сегодня в интернете можно легко найти подобные аудио- или видеозаписи. Когда ваш ребенок смотрит фильмы, мультфильмы, передачи в качестве развлечения, включайте их на английском языке - дайте своему ребенку возможность слышать речь носителей. Некоторые мамы и папы не говорят с малышом по-английски, потому что сами плохо знают его. В таком случае я задаю им вопрос: «Что лучше – чтобы ваш ребенок вообще не знал английского или знал его хоть немного, пусть и не идеально?» Ответ всегда один: конечно, лучше говорить не идеально, чем не говорить вовсе.

Погрузив ребенка в англоязычную среду, вы можете приступать к занятиям по карточкам Домана. Показывайте ребенку карточки, озвучивая их названия на английском. Таким образом вы будете расширять его словарный запас. Начинайте только с картинок. Важно, чтобы на картинка на карточке была одна, без каких-либо слов на ней. После того, как вы пройдете картинки, можно перейти к показу слов («названий» тех картинок, которые вы уже показали – написанных на карточках). 

Именно так стоит подойти к процессу обучения, если вы хотите, чтобы ваш ребенок понимал английскую речь. 

Что же касается незнания родителями грамматики: это может занимать мысли мам и пап, но я об этом не переживаю. Потому что главное в изучении иностранных языков – способность общаться. Люди простят вам грамматические ошибки, и потом, со временем, ваши грамматические навыки могут улучшиться. Но если вы не научитесь поддерживать разговор в детстве, вам будет сложнее выработать это умение в будущем. Поэтому я говорю родителям: не нужно зацикливаться на грамматике. Во-первых, это не самое важное в изучении иностранных языков.  Во-вторых, из-за нее пропадает радость изучения языка, я никогда не встречал человека, который бы получал удовольствие от зубрежки грамматических конструкций. Главное, наслаждайтесь процессом! Он может и должен быть легким и веселым – как для вас, так и для ребенка. 

ВОПРОС: Бытует мнение, что разговаривать с ребенком на нескольких языках вредно для его речевого развития? Так ли это?

ОТВЕТИдея о том, что разговаривать с ребенком на нескольких языках вредно для его речевого развития – миф. Во-первых, в мире существуют регионы, где люди разговаривают на нескольких языках, в Швейцарии, например, или в некоторых областях Индии, – и там в этом не видят ничего необычного. Знание нескольких языков там даже не считается чем-то выдающимся. И если взглянуть на людей их этих регионов, они ни в чем не отстают от всех прочих. Никто не считает швейцарцев менее интеллектуально развитыми по сравнению с людьми из других стран, скорее наоборот.

Во-вторых, научные исследования, в которых сравнивались дети из многоязычных семей и семей, где говорили только на одном языке, подтвердили, что дети-полилингвы опережают сверстников, они лучше сдают экзамены, у них лучше развита речь, понимание.
Хочу также пояснить, как этот миф мог возникнуть. У детей с повреждением мозга часто бывают проблемы с речью – конечно, это обусловлено повреждением их мозга. И вот, родители приводят ребенка к врачу или какому-либо другому специалисту и задают вопрос: «Почему мой ребенок так плохо говорит?» Врач не может дать ответ, потому что он ничего не знает о повреждении мозга, и получается, что он как профессионал заключает: «Ребенок плохо говорит, потому что вы разговариваете с ним на нескольких языках». Это классический пример того, как родителей обвиняют в проблемах детей. Нет никаких доказательств, подтверждающих данную идею, и ее, как правило, высказывают люди, которые сами говорят лишь на одном языке, ведь для тех, кто владеет несколькими языками, мысль о том, что говорить с ребенком на нескольких языках плохо для его развития – нелепа.