С чем мы можем помочь?

АУТИЗМ И РАССТРОЙСТВО АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Неоднозначный диагноз

Вряд ли существует другой диагноз, вокруг которого разворачивается столько дискуссий и рождается такое количество всевозможных мифов. Ученые, врачи, педагоги и другие специалисты без устали спорят о причинах развития аутизма, его симптомах и методах лечения.

К сожалению, большинство «экспертов» сходятся на том, что родителям «аутичного» ребенка необходимо «смириться», «приспособиться к ситуации», «возможно, немного подождать». У Доман Интернэшнл на этот счет совершенно другое мнение: аутизм поддается коррекции и лечению!

У «аутистов» нет проблем с психикой или интеллектом!

В мире до сих пор довольно распространено заблуждение, что лечение аутизма - прерогатива психиатров, психологов, в лучшем случае - коррекционных педагогов. Действительно, у детей, которым был поставлен данный диагноз, есть проблемы с поведением, обучением и социальным взаимодействием.

Но действительно ли эти трудности являются следствием психических нарушений?

 

Вот, что говорит директор по инновациям и интеллектуальному развитию Доман Интернешнл Спенсер Доман:

Аутизм не должен становиться приговором. Однако многие родители начинают так думать, потому что их в этом цинично убеждают различные специалисты. Мы постоянно получаем доказательства того, что дети с диагнозом "аутизм" обладают огромным потенциалом, который прекрасно раскрывается, если с ребенком правильно занимаются в семье. Быть свидетелем развития этих детей - это нечто потрясающее.

— СПЕНСЕР ДОМАН

Так что же заставляет детей с аутизмом вести себя описанным выше образом?

В Доман Интернешнл давно знают ответ: повреждение затылочных областей головного мозга, ответственных за обработку поступающей сенсорной информации. 

Дело в том, что все сведения об окружающем мире человек получает при помощи пяти сенсорных путей – слухового, зрительного, тактильного, обонятельного и вкусового.

Любой сигнал сначала воспринимается соответствующим анализатором (органом чувств), а потом обрабатывается мозгом. К примеру, увиденное глазом обрабатывают зрительные области мозга, услышанное ухом – слуховые. И если эти области повреждены, ребенок может видеть, слышать и чувствовать вовсе не так, как мы с вами. И зачастую это приносит ему настоящие мучения. 

Нарушения в работе сенсорных областей мозга приводят к состояниям, которые мы называем «гипер», «гипо» и «белым шумом». Например, при гиперслухе, ребенок может слышать звуки, не воспринимаемые ухом обычного человека: жужжание мухи в другой комнате, шелест листьев за окном, собственное сердцебиение. Только вообразите, какими оглушающе громкими, невыносимыми, причиняющими настоящую физическую боль кажутся этому малышу вполне обычные для нас шумы (к примеру, работающего фена или пылесоса)! С такими детьми нередко случаются истерики в местах скопления большого количества людей, а иногда они, наоборот, «выключаются», блокируют абсолютно все окружающие звуки, демонстрируя «отсутствующий вид».

То, что психологи обычно называют «побегом от реальности», на самом деле является адекватной формой защитной реакции.

Программа развития для ребенка с аутизмом включает в себя разнообразную физическую часть: гимнастика, бег, ползание, другие программы.

На фото: Элле,

выпускница программы Доман Интернэшнл.

Ребенок с аутизмом может участвовать в общественных мероприятиях и вести социальную жизнь наравне со с другими детьми. 

На фото: Ведант  после городского забега в Гвалиоре. Его результат - 5 км за 29 минут 30 секунд.

Ребенок, слышащий недостаточно хорошо (состояние «гипо»), может днями напролет греметь погремушкой или снова и снова включать одну и ту же музыкальную игрушку у самого уха, таким образом пытаясь стимулировать свой слух.

Ребенку, существующему в состоянии «белого шума» приходится едва ли не сложнее всех остальных. Он слышит достаточно хорошо, но его мозг не способен «фильтровать» второстепенные звуки. Например, разговаривая с кем-то из членов семьи, мы можем «не слышать» звук работающего телевизора, гудение вентилятора. Мы способны выделить «главный» звук и сосредоточиться на нем. При «белом шуме» ребенок не может этого сделать и все, что он слышит, сливается для него в жуткую, сводящую с ума какофонию. 

Такие дети нередко издают повторяющиеся звуки, чтобы хоть немного заглушить «белый шум». 

То же самое касается и других органов чувств.

Например, дети с гиперчувствительностью к прикосновениям могут наотрез отказываться надевать одежду из определенных материалов, а малыши, плохо чувствующие вкус, способны есть все подряд без разбора.

Часто ребенок с аутизмом не смотрит в глаза и вообще на лица своих близких. Дети, которые стали выпускниками нашей программы, рассказали нам, что раньше их зрение было очень искаженным, и именно поэтому они не могли смотреть на лица мамы и папы – те казались им расплывчатыми и даже пугающими.

ВЫВОД

«Странное» поведение детей с аутизмом не является следствием душевной болезни или плохого воспитания. Малыши ведут себя особым образом из-за повреждения мозга. Занимаясь лечением непосредственно нервной системы, мы постепенно можем избавить ребенка от необходимости применять ту или иную защитную реакцию или прибегать к самостимуляции.

Аутистический спектр - это спектр повреждения мозга

Узнав о диагнозе своего малыша, родители испытывают целую гамму эмоций, главная из которых – растерянность. Они не знают, как вести себя в новых обстоятельствах и где получить ответы на волнующие их вопросы. И этих вопросов становится тем больше, чем больше родители узнают об аутизме.

Зачастую мам и пап сбивает с толку наличие сразу нескольких классификаций данного заболевания и большое количество его подтипов. Обилие терминов связано с разнообразием симптомов аутизма. Некоторые дети прекрасно разговаривают, другие - не говорят вовсе. Часть малышей имеет двигательные проблемы, у многих видимых физических проблем нет. Есть дети, которые демонстрируют признаки гиперактивности и дефицита внимания, есть и те, кто целые дни проводят за одним и тем же монотонным занятием.

Такая разница в поведении и симптоматике вынудила специалистов разделить детей с аутизмом на группы. Но уточнения в терминологии мало что изменили. Появление понятия "аутистический спектр" позволило приписать "аутистические черты" большему количеству детей, но не объяснило причин возникновения этих черт. И несмотря на то, что диагнозов стало больше, конкретных методов их лечения не появилось.

В Доман Интернешнл не принято использовать слова "аутизм" и "аутистический". Правильный диагноз, на наш взгляд, должен отражать суть и масштаб проблемы, а также указывать на пути ее решения. Поэтому каждый ребенок с аутизмом проходит индивидуальную диагностику, в ходе которой определяется глубина и локализация и его повреждения мозга. Несмотря на то, что у всех малышей с данным диагнозом повреждены затылочные области мозга, это повреждение может иметь различную степень тяжести. Также оно может сочетаться с повреждениями других отделов.

Особенности повреждения мозга формируют неповторимую симптоматическую картину - что и объясняет такой широкий спектр поведенческих и физических особенностей детей с аутизмом.

Мы всегда стараемся донести до родителей важную максиму: какой бы диагноз не значился в карте вашего ребенка - расстройство аутического спектра (например, синдром Аспергера), синдром Ретта или Кернера, общее расстройство развития и т.д. - причина его проблем именно в повреждении мозга. И только определив его функциональность, можно разработать для малыша персонифицированную и эффективную программу лечения.

Это важно знать!

Так называемые «аутистические» черты нередко присущи и детям, которым были поставлены диагнозы ДЦП, травма мозга и даже синдром Дауна. Данный факт косвенно указывает на то, что проблемы этих малышей имеют общую природу и лежат именно в области неврологии.

Подход к лечению аутизма в Доман Интернешнл

Программа реабилитации для ребенка с аутизмом разрабатывается согласно особенностей повреждения его мозга и включает в себя физиологическую, физическую, интеллектуальную и социальную части. Отдельное внимание уделяется питанию, ведь состояние кишечника малыша напрямую влияет на его самочувствие, настроение, поведение, уровень энергии и даже функционирование мозга. Каким образом могут быть взаимосвязаны два таких разных органа? Дело в том, что именно в кишечнике происходит всасывание всех питательных веществ, которые являются «пищей» в том числе и для головного мозга. Наладив работу кишечника (функционирование которого, по нашим наблюдениям, нарушено у большинства малышей с аутизмом), можно оказать положительное влияние на функционирование нервной системы. Не даром китайская медицина еще много столетий назад назвала кишечник вторым мозгом.

Одной из важнейших составляющих социальной программы для ребенка с аутизмом является общение. Принято считать, что аутисты избегают социальных контактов вследствие особенностей их психики, но это вовсе не так. Поражение нервной системы приводит к тому, что малыш не всегда может верно интерпретировать входящую информацию (проблемы со слухом, зрением), а также выразить свои мысли и ощущения. Но неспособность к самовыражению вовсе не говорит о низком уровне интеллекта. Зачастую в оболочке, сформированной сенсорной дисфункцией, заточен очень умный ребенок, который страдает от непонимания окружающих. Крайне важно, чтобы родители донесли до малыша следующую мысль: «мы понимаем тебя, мы знаем, что ты очень умен, просто не можешь нам это показать; и мы сделаем все, чтобы наладить с тобой полноценное общение».

Для коммуникации с "аутичными" детьми мы используем такие приспособления, как доска выбора и доска облегченного общения (подробнее смотрите в вебинаре Спенсера Домана о развитии речи и слушайте на курсе «Метод Домана: от особых потребностей к здоровью»).

Вебинар о развитии речи Спенсера Домана

ПЕРВЫЕ ШАГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Если вашему ребенку был поставлен диагноз "аутизм" и вы не знаете, как подступиться к решению его проблемы, предлагаем вам пять простых, но крайне важных шагов. Сделав их, вы сможете изменить жизнь малыша и всей вашей семьи к лучшему.

ИСТОРИИ УСПЕХА

ДЕТИ С ДИАГНОЗОМ АУТИЗМ

КСЕНИЯ

Когда родители начали выполнять программу, Ксюше было 4 года, и ей был поставлен диагноз аутизм. Ксюша была она вообще не говорила, не отзывалась на свое имя, ни с кем не хотела контактировать. У нее была ярко выраженная слуховая, обонятельная и сенсорная гиперчувствительность, она кричала, днем и ночью. 

Сейчас Ксюше 10 лет и она говорит, пишет, читает, считает, занимается пластилинографией - занимает первые места на общероссийских и международных конкурсах. 

ПОДРОБНЕЕ ОБ УСПЕХАХ КСЕНИИ

Литература

Гленн Доман "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга"
                 КУПИТЬ                 
Елизавета Заварзина-Мэмми "Приключения другого мальчика"
                 КУПИТЬ                 
Другие книги по Методу Домана