Автор: Светлана Давыденко
Облегченная коммуникация (FC - facilitated communication) давно уже стала частью программ многих семей. Некоторые успешно преодолели этот длинный путь от «безмолвия» к общению с ребенком и сделали такой способ общения - частью своей жизни. Но есть и семьи, которым коммуникация не дается так легко, а бесконечные попытки пообщаться с ребенком пока не увенчались успехом. Именно для них эти советы - о том, как улучшить коммуникацию, найти подход к своему ребенку и приблизиться побыстрее к желаемому общению!
1. Будьте настойчивы.
Эта концепция давно знакома всем родителям, кто занимается по программам Доман Интернэшнл. Частота, интенсивность, продолжительность - три кита, на которых держится успешный путь реабилитации и восстановления клеток мозга. На этих же китах держится успешная облегченная коммуникация. Многие родители после нескольких не слишком успешных попыток решают не продолжать, или продолжают пробовать лишь изредка. Но коммуникация - это такой же труд, как ходьба, бег, брахиация. И чтобы она, наконец, сработала, надо уделять ей достаточно времени. Установите для себя частоту общения (если она еще не установлена вашей программой) и начните прямо с того момента, как прочитаете эту статью. Не ждите удобного дня! Даже если первая попытка не увенчалась успехом, спокойно отложите доску выбора/алфавитную доску и попробуйте позже еще раз. А потом еще, и еще, систематично, без исключений и перерывов. Уже после первых попыток подумайте, в какое время дня вам и ребенку это делать удобнее всего, и вставьте облегченную коммуникация в свое расписание. Часто родителям не хватает сил и терпения продолжать пробовать, если отдачи нет. И с этим связан наш следующий совет.
2. Не стройте ожиданий.
Если бы мне сказали выбрать один самый важный пункт из всех, то этот я бы поставила на первое место. Ожидания - это то, что дает повод для нервов и расстройств родителей, нас с вами, каждый день. Неоправданные ожидания. Поэтому, сколько бы ни был на программе ваш ребенок, сколько бы ни достиг, и сколько бы ни умел - не стройте никаких ожиданий. У вас должна быть одна цель - наладить общение! У нее нет временных рамок, нет сроков и дедлайнов. Вам просто надо это сделать для вас самих. Это может произойти сразу, а может - через несколько месяцев. Поэтому главное правило - никаких ожиданий.
3. Отбросьте предрассудки.
Я встречала много родителей, которые не слишком верили в то, что их ребенок сможет осилить такой способ коммуникации. Некоторые уверяя себя в этом, так и не начинали. А другим эта мысль мешала продвинуться дальше. Сложно просто взять и выбросить это из головы. Да и не надо. Надо просто принять эту мысль. Да, может не получиться. Это можно сказать о любом действии и любом занятии. А вдруг сработает? Вдруг ваши предрассудки - это просто мысли? Вы ничего не потеряете - вот, что надо держать в голове.
4. Не спрашивайте то, о чем и так знаете!
Облегченная коммуникация - не способ проверки знаний. Это не то, что поможет вам задавать вопросы по битам, которые посмотрел ребенок, или книгам, которые прочитал. FC - это ваш личный секрет. Ваш персональный способ спросить то, о чем
вы всегда хотели: Что снится вашему ребенку по ночам? Какое время года он любит? Что давно хотел вам сказать? Соблазн поговорить о том, что вы и так знаете - велик. Поверьте, я знаю это как никто другой. Но такое хрупкое общение может рухнуть в любой момент от одной единственной попытки спросить что-то, что не имеет отношения к общению, а только к проверке и контролю. Постарайтесь не допускать таких вопросов и гнать прочь желания спросить, «О чем была прочитанная книга?»
Однако, стоит сказать и об исключении. В самом начале коммуникации обычно используется доска выбора. Варианты ответов придуманы и написаны заранее, а ребенок только показывает тот, который считает нужным. Но при переходе на алфавитную доску вам внутри себя необходимо убедиться, что ребенок может напечатать хоть какие-то слова. Я бы посоветовала не начинать с вопросов «Как тебя зовут?» и пр. Начните с другого!
5. Удивляйте!
Начните с другого - возьмите обычный детский, а можно даже взрослый, кроссворд - не слишком сложный, но ответы на который вы можете найти и сами. И попробуйте разгадать кроссворд вместе! Можно даже вписывать ответы в пустые клетки, чтобы ребенок видел, как идет процесс. С одной стороны - вы увидите, может ли он/она набирать слова, с другой стороны - это отвлечет его/ее от мыслей, что это какая-то проверка. Можно разгадывать загадки, или решать ребусы - все, что нравится вам и вашим детям. Это и есть секрет - удивляйте! Вместо ожидаемых вопросов перед ребенком вдруг оказывается кроссворд, а не столько любимая алфавитная доска или клавиатура вдруг перестает быть такой уж ненавистной.
6. Будьте сами немного ребенком!
Общайтесь с ребенком так, как будто вы не его родитель, а приятель, с которым можно обсудить что угодно. Любую мелочь и пустяк, любой абсурдный вопрос - все, что приходит в голову! Попробуйте уйти от серьезных вопросов и поговорить о том, что так просто даже не пришло бы вам в голову.
- Как ты думаешь, на какого зверя я похож(а)? А ты?
- Какие языки ты бы хотел(а) выучить и где больше всего хотел(а) бы побывать?
- Тебе нравится море? А горы? А вулканы?
- На какой планете тебе хотелось бы побывать?
- Ты бы хотел(а) увидеть пингвинов? А китов?
- Как думаешь, у лисиц есть душа?
- Как думаешь, где конец у радуги?
- Ты бы хотел(а) увидеть поближе Луну?
И еще сотни вопросов! Какие-то чуднЫе, какие-то необычные, какие-то глубокие по смыслу или просто неожиданные. Порассуждать на такие вопросы проще, а построить общение легче, когда нет «неправильных» ответов, а вопросы интересны не только вам, но и ребенку
7. Ищите свой путь.
Каждый ребенок индивидуален - истина, которая, как правило, плотно сидит в умах родителей детей с повреждением мозга. Но иногда мы забываем об этом и постоянно приводим в пример себе, да и ребенку, кого-то, у кого коммуникация уже налажена. Не делайте этого, ищите свой путь, не сравнивайте. Постарайтесь наблюдать за тем, что интересно именно вашему ребенку. Ищите такие темы, которые любит именно он. Может быть, они помогут вам добить долгожданного общения.
8. Не пренебрегайте ответами.
Любой ответ - это ответ! Не подвергайте сомнению то, что говорит ребенок, не переспрашивайте, если ясно увидели слово или жест, не задавайте наводящих вопросов. Общайтесь с ним так, как будто перед вами такой же человек, как вы сами. Со своим мнением и со своими мыслями. Иногда то, что кажется нам «неправильным», правильно для самого ребенка. А чтобы понять, что он имел в виду, надо спрашивать дальше.
9. Создайте комфортную обстановку.
Комфортная обстановка - один из самых важных факторов для начала общения путем FC. В ней не место нервам, стрессу, усталости и расстройству. Начните тогда, когда вы оба спокойны, не устали и не вымотаны программой, и когда готовы поговорить. Старайтесь поддерживать такую обстановку во время каждого такого общения. Даже говорящие дети и мы, взрослые, не будем общаться, когда нам некомфортно, поэтому надо постараться создать такую обстановку, чтобы ничего не мешало общению. Иногда это проще сказать, чем осуществить на практике. Я бы советовала вставить коммуникацию в расписание дня, но не в какое-то определенное время, а оставить несколько «окошек», когда можно пообщаться с ребенком. Так вы сможете в течение дня выбрать такое время, когда общение будет логичной и удобной для всех частью расписания.
10. Не бойтесь сделать следующий шаг!
Иногда, когда коммуникация уже построена, пройден первый этап, она вдруг исчезает. наступает момент, когда ребенок перестает общаться. Часто родители думают, что коммуникация пропала, и больше общаться не получится, но это может быть признаком того, что ребенок просто «перерос» этот тип общения, а значит, надо пойти дальше. Перейти от общения по доске «да/нет» к множественному выбору, от доски выбора - к алфавитной доски, от алфавитной доски - к клавиатуре, от набора отдельных слов - к более развернутым предложениям и более сложным, комплексным беседам. Очень часто такой отказ ребенка от общения подразумевает лишь то, что ему стало скучно! И надо предложить что-то, что вновь его заинтересует.
11. Помните, что ваш ребенок - в первую очередь, ребенок.
А значит, бывают моменты, когда ему не хочется общаться. У него может быть плохое настроение, он устал, хочет помолчать, поиграть, почитать, просто побыть с вами рядом - что угодно, но не общаться. Уважайте его желания, идите ему на встречу, меняйте расписание, чтобы пообщаться в другое время, доверяет ребенку. Но никогда, никогда не сдавайтесь!
Пишет Светлана, мама Виктории, автор статьи:
Наша дочь на программе уже 2 года, облегченной коммуникацией мы пользуемся в течение 13 месяцев. Мы наладили общение не сразу. Доской выбора пользовались пару месяцев. Я с недоверием относилась ко многим ответам, и вот в один прекрасный день дочь перестала общаться совсем. Она просто плакала при виде доски, или делала вид, что не замечает ее. Через пару дней раздумий я предложила ей для общения планшет. И какого же было мое удивление, когда она уверенно стала набирать там ответы. Сначала отдельные слова, а потом и предложения. Сейчас для нее это полноценный способ общения на двух языках. «Как легко начали!» - скажете вы. Да, несомненно. Но потом мы пережили достаточно много «кризисов коммуникации», и отказ от общения и набор однотипных ответов, а потом еще и еще. И после каждого кризиса налаживали коммуникацию «как в первый раз». Каждый из тех советов, которые я дала выше - частичка нашего опыта. Надеюсь, они вам пригодятся!