Бесплатный курс «Введение в методику Домана» 10-13 сентября 2024 года. Подробности здесь.

12 советов для развития речи вашего особого малыша

Сюзанна Ди Кастро Хорн

Я всегда говорю родителям - каждый ребенок обладает потребностью  и желанием общаться.

Мы, специалисты Доман Интернэшнл, считаем, что любой звук - это речь. Малыши начинают общаться с самого рождения - сначала с помощью звуков, которые со временем, по мере взросления ребенка, становятся словами.

Если ребенок не может общаться с помощью слов, он будет искать другие способы коммуникации, а его родители  - прилагать все усилия, чтобы  понять его.

Что же можно посоветовать мама и папам, как помочь им лучше понимать своих детей, улучшить речь ребенка и коммуникацию?

Совет 1. Не игнорируйте звуки, которые издает ребенок.

 

С помощью звуков ребенок сообщает вам о своих нуждах, чувствах или мыслях. Не игнорируйте их. Представьте, каково было бы вам разговаривать с человеком, который попросту не реагирует ни на одно ваше слово? Это довольно неприятно и отбивает всякое желание продолжать, не правда ли? Ваш ребенок находится в такой ситуации постоянно и испытывает те же чувства.

 

Совет 2. Прислушивайтесь к каждому звуку.

 

Возможно, ваш ребенок всегда издает один и тот же звук, когда ему хочется пить? Или отвечает вам каким-то конкретным звуком каждый раз, когда вы спрашиваете, например, хочется ли ему гулять, принять ванну, позвонить бабушке?

Если он часто произносит один и тот же звук, то это, скорее всего, означает «да» (или «нет»). Подобные звуки нужно считать словами, и если вы будете воспринимать их как слова, вашему малышу будет легче общаться с вами. Первым шагом к пониманию ребенка является внимательное слушание. Обращайте особое внимание на произносимые им звуки, и вы научитесь различать их. Если, к примеру, вы начали понимать два «звукослова» вашего ребенка - «вода» и «да» (или «нет»), это очень большой шаг вперед для всех вас, ведь раньше вы не понимали ни одного!

Совет 3. Не начинайте говорить также, как ребенок.

 

Если ребенок плохо произносит звуки, взрослым не нужно начинать говорить также. Например, если вместо слова «вода» он говорит «вава», не стоит произносить это слово как он, искажая его. Ваш ребенок знает, что он произносит его неправильно. Просто ответьте ему: «Хорошо, сейчас я принесу тебе воды» и сделайте это.

 

Совет 4. Не заставляйте ребенка повторять за вами.

 

Если бы ваш ребенок мог произнести слово правильно - он бы это делал. А бесконечные просьбы «повторить» за вами будут его только раздражать.

 

Совет 5. Присваивайте значение звукам, которые издает ребенок.

 

Если слова или даже звуки вашего ребенка не обозначают чего-то конкретного, то вы можете вместе выбрать для них значения. Например, каждый раз когда ребенок говорит «бабаба», приносите ему мячик. Со временем ребенок начнет ассоциировать «бабаба» с мячиком, и когда ему захочется поиграть с ним, он будет осознанно произносить это слово.

 

Совет 6. Сделайте приоритетом количество, а не качество (да-да, именно так).

 

Вашему ребенку не обязательно произносить все слова безупречно. Со временем, по мере выполнения других программ по методу Домана, когда его координация, дыхание и общая неврологическая организация улучшатся, изменится и качество речи. Но сейчас важнее, чтобы малыш говорил как можно больше слов. Именно поэтому мы предлагаем использовать советы, приведенные выше, чтобы увеличить количество слов. Это очень важно!

 

Совет 7. Предлагайте ребенку варианты выбора.

 

Детям, у которых в арсенале всего несколько слов, важно помогать не только говорить, но и организовать себя. Например, если вы спросите ребенка: «Чем бы ты хотел сейчас заняться?», то он попросту не сможет ответить, потому что вариантов ответа может быть очень много. В таких ситуациях особенно тяжко приходится тем детям, которым трудно организовать свои мысли. Вы облегчите вашему ребенку задачу, если спросите так: «Что бы ты хотел сейчас: пойти в гости к бабушке или в парк?» Затем повторите еще раз: «К бабушке или в парк?» Так гораздо проще и понятнее!

 

Совет 8. Будьте терпеливы, не торопите ребенка с ответом.

 

Дайте ребенку время, чтобы «переварить» ваш вопрос и подумать над ответом. Для большинства из нас ответить на простой вопрос - совсем не сложная задача, и мы делаем это, можно сказать, интуитивно. Однако с неврологической точки зрения это не так просто, и процесс ответа на вопрос состоит из нескольких ступеней, и при этом не имеет значения, насколько простой вопрос нам задали.

Вопрос, прежде чем мозг сможет его обработать, должен пройти по слуховому каналу. Детям с гиперчувствительностью к звукам это дается нелегко.
Следующий этап - выбор соответствующего ответа. Детям с неврологической деорганизацией требуется больше времени, чтобы решить, что выбрать. Порой, они могут давать ответ, противоположный тому, что они на самом деле хотят сказать.
О своем выборе ребенок сообщает с помощью речи. Для этого ему сначала нужно сделать глубокий, долгий вдох, а затем сказать то, что хотелось, контролируя при этом и дыхание, и звуки.

Последняя ступень также требует умения управлять мыщцами языка и ротовой полости, когда ребенок произносит ответ.

Совет 9. Песенки и стихи - вам в помощь!

 

Потешки и стишки - это рифмы и ритм, поэтому их легко запоминать и весело рассказывать вслух. Это особенно важно для детей с речевыми проблемами. Благодаря рифмам, малышам легче запоминать и произносить разные слова. Для начала выберите какую-нибудь песенку и пойте ее ребенку. После того, как он познакомится со словами и ритмом, пойте ее так, чтобы дать малышу возможность самому произнести последнее слово в последней строке. Когда малыш хорошо запомнит песню, он захочет произносить последнее слово в каждой строке, так что останавливайтесь на последнем слове в каждой строке - пусть ребенок споет это слово.

Стихотворения и потешки тоже весело и легко запоминать, как и песенки. Как только ваш ребенок познакомился с ритмом и текстом стишка, начните пропускать последнее слово в последней строке и подождите, дайте ребенку выбор - он может произнести это слово целиком, или лишь какой-то звук, или вообще ничего не сказать.  Не унывайте, это только начало!

 

Совет 10. Учите ребенка читать.

 

Умение читать поможет малышу лучше понимать устную речь. Важно дать ему все возможности для развития понимания речи  - как на слух, так и с помощью зрительного анализатора. Тем самым мы помогаем крохе лучше воспринимать речь в целом. Программа чтения по методу Домана идеально подходит для обучения детей с особыми потребностями.

 

Совет 11. Учите ребенка иностранным языкам.

 

Дети подобны губкам - они впитывают всю информацию, которая наполняет их окружающий мир. Гленн Доман говорил, что все дети - настоящие гении в изучении иностранных языков. Если в вашей семье говорят на нескольких языках, то мы рекомендуем использовать их все все при общении с ребенком. Малыш интуитивно будет понимать значение слов и грамматическую структуру и не будет путаться. Если у вашего ребенка неврологические проблемы, то вы можете предложить ему выбрать слово на том языке, на котором ему в данный момент легче общаться. Например, если в вашей семье говорят на немецком, итальянском, испанском и английском, и ребенок хочет сказать «бабушка», вы можете ему предложить варианты: grandma (английский), nonna (итальянский), abuela (испанский), and Оma (немецкий). Пусть он выберет тот, который в данный момент ему будет легче всего произнести. Ведь он знает эти слова на всех языках.

 

Совет 12. Верьте в ребенка!

 

Верьте в своего ребенка. Верьте в то, что он ПОНИМАЕТ вас и ваше общение обязательно НАЛАДИТСЯ. Ободряйте и хвалите его!