Автор: Светлана Давыденко
Пышные шапки олеандров, заросли дикой ежевики, залитые солнцем узкие тротуарчики Пизы встречали нас 2 года назад, ранним утром понедельника, когда мы шли на Курс Домана. То утро я запомню надолго - именно тогда внутри поселилось предвкушение чего-то важного, правильного. Как будто чья-то добрая рука направила нас сюда, несмотря на все препятствия. Именно на тех, самых первых лекциях, начался наш путь в новую жизнь. Почти два года мы на программе Доман Интернешнл - я говорю «мы», потому что эта программа не только для Вики, но и для всей нашей семьи. Изменились все мы!
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
До того, как мы только услышали о Методе Домана, в течение 8 месяцев пробовали множество различных реабилитаций, чтобы хоть как-то сместить в сторону диагноз Вики и убрать «симптомы». Звучал он очень грозно: задержка психо-речевого развития с чертами аутизма. Это была лишь одна из интерпретаций, во время реабилитаций мы слышали еще много вариаций и характеристик. В какой-то момент, у очередного специалиста-невролога, через 4 месяца после начала нашей бесконечной гонки за результатом, я уже перестала слышать термины.
Я помню тот момент - когда сидя на стуле в кабинете, полном приборов, тестовых игр и бумаг, поймала себя на мысли, что не могу так больше: слышать постоянные истерики и слезы в кабинетах у специалистов и уговаривать дочь сделать хоть что-то, выслушивать, какие еще есть нарушения, и как именно здесь обязательно помогут избавить от проблем. Я не могла думать о своем ребенке как об умственно отсталом, не способным к обучению и не понимающим обращенную речь, и не могла это больше слушать. Удивительно, как Вика менялась, когда мы выходили из кабинетов, как становилась веселым ребенком, улыбчивым и как потом тоскливыми глазами смотрела на меня перед каждым следующим занятием. Хотела бы я забыть это время, но оно всегда будет внутри - как напоминание о том, чего больше никогда нельзя допускать.
Вика 2 года назад (до программы Домана)
На тот момент мы перепробовали уже достаточно методик: нейропсихологи, логопеды, микрополяризация, микротоковая рефлексотерапия, музыкальная и арт-терапия - список еще можно продолжить. Однажды, читая очередную статью о нарушениях и коррекциях, я перешла по ссылке на форум, где родители обсуждали Метод реабилитации, о котором я до этого не слышала. Так я узнала о Доман Интернешнл. Дня 2 ушло у меня на изучение информации и на принятие решения о том, что это будет нашей следующей попыткой. И уже через 4 месяца мы шли по тем самым улочкам Пизы, смотрели на удивительные черепичные крыши и деревянные ставни, слушали пение птиц и впервые за последние месяцы почувствовали, что это было правильным решением - приехать на лекции.
САМЫЙ ГЛАВНЫЙ УРОК
Это то, что мне хотелось бы выделить отдельно. Самый главный урок за то время, которое Вика на программе, получила не она, а мы - ее родители. И наверное, с нами произошли ничуть не меньшие изменения. Мы в корне изменили представление не только о Вике, но и о младшем нашем ребенке, обо всех детях, а особенно - о детях с повреждением мозга. Мы перестали видеть ярлыки или диагнозы, мы стали видеть в них личности, индивидуальности, верить в них! Эта вера стоит всех усилий, которые мы прикладывали и прикладываем, чтобы двигаться вперед. Команда Доман Интернешнл подарила нам понимание нашего ребенка!
Мы стали слушать и слышать друг друга, именно на программе между нами появилась незримая и очень крепкая связь. Наша жизнь из темноты и сплошного пессимизма превратилась в жизнь в светлых тонах, в жизнь обычной семьи, с бегом по утрам, с чтением книг и походами в театр.
КАК ИЗМЕНИЛАСЬ ВИКА
Конечно, всех родителей интересуют результаты других детей на программе, не просто, чтобы оценить, подходит ли им метод, а чтобы вселить в себя веру в то, что изменения возможны, чтобы надеяться на лучшее и снова обрести уверенность в завтрашнем дне, ведь правда? Мы, как и многие, искали контакты родителей, пытались узнать детали. Родители детей на программе Доман Интернешнл - очень занятые, поэтому если удастся урвать минутку их времени, чтобы задать вопросы и услышать их историю - это уже огромная удача! Бесконечное спасибо тем родителям, которые делились информацией с нами, когда мы только начинали - они дали огромную веру в то, что не все так страшно, а двигаться вперед обязательно нужно! Теперь - наша очередь делиться. До программы Вика была достаточно пугливым, неуклюжим ребенком, она предпочитала нашему обществу - свою уютную комнату, любила играть в одни и те же игрушки, совершенное не слушала книг, которые мы бесконечно читали вслух, плохо бегала, много спотыкалась и ходила вся в синяках, разговаривала только на своем языке и часто «уходила в себя», отказываясь слушать то, что говорили мы или кто-то еще. Но обо всем по порядку.
ДО ПРОГРАММЫ
До программы Вика была достаточно пугливым, неуклюжим ребенком, она предпочитала нашему обществу - свою уютную комнату, любила играть в одни и те же игрушки, совершенное не слушала книг, которые мы бесконечно читали вслух, плохо бегала, много спотыкалась и ходила вся в синяках, разговаривала только на своем языке и часто «уходила в себя», отказываясь слушать то, что говорили мы или кто-то еще.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
К моменту начала программы Вика не испытывала значительных проблем с движением, мы так считали. Но проблемы, все же, были. Она не могла пройти пешком больше 400 метров - сразу уставала и просилась на руки или в коляску, которая была нашим верным другом во всех поездках. Вика часто спотыкалась, ей было сложно ходить по лестницам, особенно спускаться, она боялась всех неровных поверхностей, непривычных покрытий, типа гравия или камней. Ноги постоянно были в синяках! Она могла долго кружиться, при этом не теряя равновесие, но как только оказывалась на бордюре, терялась и не могла сделать ни шагу. Любым подвижным играм она предпочитала уединение в уютном шалаше в своей комнате и отдых.
Сейчас Вика может пройти пешком 7-8 километров без остановки, по любым поверхностям, в том числе самым сложным - даже для нас, взрослых. Среди нашей достижений: горные тропы Абхазии, лесные маршруты Липецких и Воронежских заповедников, Тисо-Самшитовая роща в Сочи, лесные маршруты Финляндии со льдом и сугробами на пути. Мы забыли о коляске и теперь планируем наши путешествия, исходя только из наших интересов, а не из возможностей ходьбы ребенка. Каждый день она пробегает по 2 км и идет для разминки и остановки еще 2. Движение - это то, что составляет сейчас ее жизнь!
Она проходит на руках по рукоходу по 14 метров без остановки, тремя стилями! Мало кто из знакомых нам взрослых так может. Вика часто предпочитают кувырки обычному способу передвижения по комнате. День начинается и заканчивается тем упражнением, которое она учится делать на данный момент. Они так поглощают ее внимание, что она пробует выполнять их в любых условиях, в любую свободную минуту.
Больше у дочки нет проблем с балансом или спуском и подъемом по лестницам. А главное - спорт стал тем, без чего ни мы, ни она уже не представляют свою жизнь.
ЧТЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ
От полного отсутствия интереса к книгам мы перешли к безусловной любви к чтению! Полки у нас дома сейчас ломятся от книг, а новые мы прячем, чтобы она не прочитала их в тот же вечер, когда мы принесли их домой. Если раньше чтение было пыткой для нас обоих, то сейчас мы с радостью ждем наши каждодневные ритуалы чтения.
Сейчас Вика читает литературу для подростков 13-14 лет, обожает Стивена Хокинга, книги о Гарри Поттере и любит героев Астрид Линдгрен, смеется над рассказами о Мэри Поппинс и пишет свою книгу! Совсем недавно мы ее закончили, и сейчас занимаемся вопросом публикации.
Мы беседуем о героях, их характерах, поведении, о том, что понравилось в книгах, а что - нет, спорим и выбираем вместе то, чтобы будем читать дальше. Вместе с дочкой мне открылся мир детской литературы. Я стала совсем по-другому смотреть на героев книг детства, а любой взрослой книге предпочту новинку от детского издательства, чтобы тайком, пока дочка спит, сесть и посмаковать свежие страницы, только что выпущенные типографией.
Мы полностью убрали из нашей библиотеки книги для малышей,
не навязываем Вике те книги, которые ей неинтересны и даем ей право выбора. У нее появилась такая любовь к чтению, которой позавидует любой.
Вместе с художественной литературой в нашу жизнь пришла и научно-популярная. Мы ищем и изучаем энциклопедии о космосе, музыке, известных людях, читаем биографии, смотрим фильмы об искусстве и путешествиях.
Чтение улучшило не только познавательный интерес Вики, но и помогло привести координацию движений в порядок. Она стала залезать на самые высокие лестницы на площадках, кататься с горок, к которым раньше боялась даже подойти.
Уже после первых лекций мы к великому своему удивлению обнаружили, что наша дочь понимает все, что мы ей говорим, и даже больше! Как будто раньше между нами был какой-то невидимый барьер, о который мы ударялись каждый раз, пытаясь с ней пообщаться, донести какую-то информацию, она словно не слышала ничего вокруг. Сейчас мы абсолютно уверены в том, что она понимает даже больше, чем нам бы иногда хотелось. Она даже спокойно общается на английском с командой Доман Интернешнл, пишет письма своему Коучу и другим членам команды, и переводит нам тексты, которые слышит в фильмах.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ О КНИГЕ "ПЭППИ ДЛИННЫЙ ЧУЛОК"
Пэппи немного хулиганка, но в то же время, сильная, добрая и умная, а еще она непосредственная и не боится быть самой собой. Мне кажется, она похожа на саму Астрид Линдгрен в детстве. А еще она представляет собой такого ребенка, которым хотят быть все дети вокруг, даже лучшие друзья Пэппи: Томми и Анника. Всем детям хочется, чтобы их не ограничивали, не навязывали такие занятия, которые им не нужны, хотят, чтобы у них было много друзей, и чтобы их любили и даже завести лошадь и обезьянку!
Пэппи считает, что взрослые не умеют веселиться, думаю только о скучных вещах и и все время заняты. И с Пэппи согласны много детей! Никому не хочется по-настоящему вырастать.
Виктория
ОБЩЕНИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ПОВЕДЕНИЕ
Самое время рассказать о нашем общении, ведь именно это было одной из основных проблем, когда мы только начинали программу. Тогда Вика не общалась с нами совсем! Изредка давая знать о своих желаниях, показывая нашей рукой на предмет, или приводя нас в нужное место, она как будто выключалась после этого и дальше жила своей жизнью.
Сейчас мы общаемся на клавиатуре планшета или компьютера посредством Facilitated Communication. Вика может четко и спокойно выразить свои мысли, и не только по бытовым вещим, но и задать нам свои вопросы, обсудить то, что ей хочется, выразить протест или просто поболтать. Она начала видеть в нас собеседников, и это волшебное чувство!
Из замкнутого и пугливого ребенка она превратилась в общительную и воспитанную девочку, которая, конечно, не прочь и пошалить. Но в то же время, она знает, как вести себя в кино или театре, готова помочь младшему брату или просто поиграть с ним в догонялки, даже если сильно не хочется. Вика помогает мне по дому, как может: моет за собой посуду, накрывает на стол, кормит кошку, помогает убирать игрушки, и она любит это! Раньше любые наши попытки привлечь ее к делам по дому, которые делались, конечно, в игровой форме, были обречены на провал и сопровождались истериками и слезами.
Сейчас она не теряется в компании других детей, хотя и сразу выбирает, кто ей больше по душе. Она спокойно чувствует себя в коллективе и даже пытается диктовать свои правила.
Речь с самого начала была нашей самой большой проблемой. До программы дочка постоянно разговаривала на своем языке, а понятно могла сказать только пару слов. Сейчас она пробует связывать слова во фразы и короткие предложения, четко выражает свои протесты или желания.
Впереди, конечно, у нас еще длинный путь, чтобы добиться обычной, привычной нам речи, но за период, который Вика на программе, она сделала гигантский скачок, опередив темпы своего развития в этой области до программы - в разы!
ИНТЕРЕС К ЖИЗНИ
Все это были больше цифры, факты, которые мы тщательно отслеживаем и за которым следим, но своеобразным побочным эффектом от нахождения на программе стал огромный интерес к жизни! Вике стало интересно все вокруг! И как устроен насос для бассейна, и как сажают кабачки, что такое сингулярность и как жила Астрид Линдгрен.
Она с упоением смотрит фильмы National Geographic, видео-экскурсии по Лувру или передачи о путешествиях. Она мечтает!
О том, как будет учиться в Оксфорде, потому что он ближе, чем Гарвард, о том, как будет путешествовать по всему миру, увидит Эйфелеву башню и посетит Лувр, погуляет в Кенсингтонских садах и увидит Мост «Золотые ворота». Она первая бежать одеваться, когда мы собираемся на прогулку или в путешествие. Она любит жизнь, спешит узнавать все новое, а мы стараемся не отставать.
От команды Доман Интернэшнл:
Изменения, произошедшие в Вике за два года, по-настоящему впечатляют. Мы искренне радуемся ее успехам и желаем Виктории и ее дружной семье всего самого лучшего, а главное - новых достижений и побед!