Человек, победивший гравитацию

Автор: Мелисса Доман

В практике Доман Интернешнл есть один важный принцип, касающийся приспособлений, которые мы назначаем детям для физического развития, - эти приспособления должны быть самоустраняемыми. Что это означает? В использовании каждого элемента оборудования должен настать момент, когда ребенок больше не будет в нем нуждаться, потому что навыки, которыми малыш должен овладеть с его помощью, будут успешно сформированы. Это значит, что оборудование свою функцию выполнило и больше вашему крохе не пригодится, и теперь можно передать ваши наклонные полы, вертикализаторы, «паучки» и прочее другим семьям, которые только начинают свой путь от неподвижности к движению. Поэтому мы говорим «нет» ортезам, ходункам и прочим девайсам, от которых дети становятся зависимыми. Самое интересное, что Гленн исповедовал этот принцип уже 50 лет назад, однако в мире физиотерапевтов это и по сей день является чем-то неслыханным.

В своем стремлении подарить своим маленьким подопечным возможность движения, Гленн столкнулся с глобальной трудностью - как помочь детям с моторными проблемами преодолеть силу притяжения?

Когда у вас повышенный мышечный тонус, бороться с гравитацией, которая притягивает вас к земле, очень сложно. Ребенку с ригидностью нужно прилагать гораздо больше усилий, чем всем остальным, чтобы поползти по-пластунски, встать на четвереньки, начать ходить. И к сожалению, с возрастом увеличивается вес ребенка, соответственно, каждый шаг или новое движение будет даваться все труднее. В конечном итоге, битва с гравитацией будет проиграна, и дети, которые когда-то могли хоть немного передвигаться, оказываются в инвалидном кресле. 

Инвалидное кресло  никогда не рассматривалось сотрудниками в Доман Интернешнл в качестве приемлемого сценария для наших детей. Гленн Доман прилагал все усилия, чтобы дети не оказывались в нем. А для этого нужно научить их двигаться без посторонней помощи. Но как этого добиться, если гравитация препятствует достижению успеха?

Полностью «выключить» гравитацию Гленн, конечно же, не мог. Как же он ему удалось преодолеть ее?

За десятилетия работы с особыми детьми Гленн разработал множество приспособлений, которые помогали использовать гравитацию на пользу детям.

Возьмем, к примеру, наклонный пол. Благодаря ему, ребенок получает возможность научиться ползать на животе, побеждая гравитацию, которая не дает ему сдвинуться с места. На наклонной плоскости малыш может экспериментировать со своим телом, сила притяжения будет тянуть его вниз, и это позволит ему начать понемногу ползти вперед.  Постепенно ваш сын или дочка освоятся, смогут делать новые движения все лучше и лучше, и со временем начнут ползать и на ровном полу.

ГРАВИТАЦИЯ - УСПЕШНО ПРЕОДОЛЕНА!

Если ребенок не умеет ползать на четвереньках или передвигается прыжками на коленях как «зайчик», то для него есть приспособление «квод». Оно помогает научиться вставать на четвереньки и начать ползать. Благодаря этому простому устройству, многие дети хорошо освоили этот способ передвижения.

Настоящий «крипотонит» для победы над силой притяжения - лестница Гленна. Она помогает ребенку с высокой ригидностью научиться стоять и ходить так, чтобы центр тяжести малыша был расположен правильно, как у любого здорового человека. Для этого мы ставим ребенка под лестницу с поднятыми руками. Важно, чтобы руки были именно над головой - не впереди и не по бокам. Постепенно мы будем поднимать лестницу все выше - по мере того, как ходьба ребенка будет становиться все более уверенной и качественной. Со временем ваш кроха научится вставать на пятку, выпрямлять колени, и, в конечном итоге, сможет стоять совершенно прямо и начнет ходить сам, без каких-либо приспособлений. И тогда лестница ему будет больше не нужна, ведь ребенок научился использовать силу притяжения себе на пользу! И никаких ортезов и прочего!

Это и есть главный результат, которого мы хотим добиться - полная самостоятельность в передвижении, как у нас с вами или любого другого человека. Все приспособления, которые мы с вами обсуждали в данной статье, - это лишь начало. У нас есть масса другого оборудования, которое обучает детей правильно пользоваться силой притяжения. Когда ребенок «вырастает» из приспособления, это означает, что он приобрел какой-то новый навык, которой останется с ним навсегда. Приспособление было нужно ему лишь на тот период, пока он осваивал новое умение и учился превращать гравитацию из врага в друга. 

Несмотря на всю важность открытия Исааком Ньютоном законов, связанных с силой притяжения, поиск способов ее преодоления был лишь вопросом времени. Инновации и открытия Гленна помогли многим детям победить гравитацию, подняться над своим диагнозом и даже больше!