Автор: Дуглас Доман
Современная система, изначально предназначенная для помощи детям с особыми потребностями, насквозь наполнена фальшью и несправедливостью. Отношение общества к этим детям можно назвать нечестным. Большинство людей сегодня считают, что дети с проблемами неврологического развития безнадежны и им практически невозможно помочь. Представьте, если бы на месте такого ребенка оказались вы - с рождения никто не давал бы вам никакой надежды, считая, что для вашего развития ничего нельзя сделать? Что это была бы за жизнь?
Сегодня детям с неврологическими нарушениями предлагается не так много возможностей для развития - даже меньше, чем среднестатистическому ребенку соответствующего возраста. И виной тому - общепринятый взгляд на неврологические проблем и способы их лечения. И это несмотря на то, что что особым малышам требуется гораздо больше возможностей для практики и внимания, нежели обычным детям. Отношение общества, различные ярлыки накладывают ограничения на особых детей и принижают их возможности. Наши дети вынуждены жить под постоянным прессингом.
Доман Интернешнл обязан своим существованием тому факту, что Гленн и Кэти Доман не смирились с таким положением вещей. Ни они, ни их первые сотрудники не могли согласиться с общепринятым подходом. Они сформировали новый взгляд на проблемы особых детей, доказывая, что они могут становиться здоровыми. Гленн пришел к выводу, что дети с неврологическими диагнозами получили повреждение мозга до, во время или после рождения. Он называл их «детьми с повреждением мозга», что в точности описывало их основную проблему.
Выздоровление особых детей перестало быть главной целью. Дети с повреждением мозга обладают потенциалом гораздо выше среднего. Еженедельно мы рассказывает о результатах, которые достигают дети в чтении, математике, решении задач, общих знаниях, понимании иностранных языков - гораздо более высоких, чем среднестатичстические дети их возраста. Дети начинают бегать, осваивают брахиацию и гимнастические упражнения, плавание, ездят на велосипеде, опережая сверстников. Двух-, трех -, шести-, восьмилетние дети годами не болеют. Такое не встретишь среди нормотипичных детей.
Очень важно, чтобы все люди, так или иначе принимающие участие в жизни особых детей, придерживались одинаковой точки зрения - они должны верить, что эти дети могут достичь интеллектуального, физического и социального совершенства. Чем больше таких взрослых будет в окружении ребенка, тем лучше он будет развиваться.
Система несправедлива, потому что пытается навязать родителям мысль о том, что у их детей не никакого потенциала, или он крайне мал. Новые сотрудники приходят в Доман Интернешнл, потому что они уже убедились в том, что потенциал особых детей - огромен, и теперь они хотят помочь родителям раскрыть его. Семьи приезжают к нам, потому что они познакомились с другими семьями, узнали о нас из соцсетей, прочитали книгу «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга» (1974). В глубине души они знают, что их дети обладают огромным потенциалом.
Родителям не следует допускать в окружение ребенка скептиков. Люди, не верящие в потенциал особых детей, оказывают негативное влияние, их присутствие в доме нежелательно. Особым детям нужна вся возможная помощь и поддержка. Им нельзя находиться рядом людьми, которые не «за» них.
Несколько лет назад моя жена Розалинд, директор клиники Доман Интернешнл, преподавала программу одной семье. Ребенок осваивал ползание на четвереньках, и Розалинд поставила перед ним цель - начать ползать 400 м в день. И тут мама начала плакать. Розалинд подумала, что поставленная цель показалась ей слишком сложной. Однако мама сказала, что дело не в этом. Она плакала, потому что всю жизнь ей перечисляли умения, которые ее ребенок никогда не сможет освоить, а Розалинд говорила о том, что он сможет достичь, с точностью до метра. Таков наш подход. Таков подход наших семей. И весь остально мир должен начать смотреть на вещи так же.
Помогите нам распространять наш позитивный взгляд на детей с особыми потребностями в мире. Благодаря этому, результаты наших детей будут только улучшаться.