Джордан Эрнест
Гленн Доман называл паттернинг «закрытой операцией на мозге», задача которой - перепрограммировать средний мозг и подкорковые области, заложить информацию о правильных движениях, укрепить нижние области мозга.
Гленн писал про паттернинг: «По истине, это был наш первый настоящий метод лечения». Очень важно давать ребенку возможности для движения, однако этого недостаточно, и паттернинг поможет нам напрямую воздействовать на не до конца сформированные области мозга. Однако паттернинг иногда превращается в наиболее сложную и мучительную часть программы. Но подобного развития событий вполне можно избежать!
Возможно, вы только начинаете делать паттернинг, возобновляете его после перерыва или ваш ребенок начал сопротивляться паттернингу после долгого периода успешного выполнения программы. Я хочу поделиться с вами своим самым главным советом, который поможет сделать программу паттернинга успешной, систематической, и, будем надеяться, радостной.
Прежде чем коснуться технических подробностей (которые мы детально обсудим в следующей статье), хочу поделиться самыми важными, на мой взгляд, аспектами успешной программы паттернинга.
Отношение и настрой
Ваши дети читают вас как открытую книгу, они прекрасно чувствуют ваше настроение - когда вы счастливы, огорчены, раздражены, рассеяны, нервничаете. Они познают окружающий мир, наблюдая за вами. Их реакция на любой вид деятельности или ситуацию, включая паттернинг, во многом зависит от вас. Если вы начинаете паттернинг в тревожном, нервном состоянии, ожидая сопростивление со стороны малыша, он почувствует это и воспримет как сигнал к соответствующему поведению. Вы и глазом не моргнете, как ваш кроха начнет кричать, крутиться, уворачиваться, лишь бы заставить вас прекратить сессию.
Так что лучший выход - постараться демонстрировать радость и энтузиазм, даже если у вас плохой день и первая сессия паттернинга прошла не очень хорошо. Относитесь к происходящему более позитивно и двигайтесь вперед с правильным настроением. Скажите себе, даже если вашу чувства сейчас говорят об обратном:
Мы прекрасно знаем, что мы делаем. Мы - эксперты в паттернинге. Мы выполняем его с удовольствием и весельем. Нет никаких причин, чтобы мой ребенок чувствовал какую-то неуверенность или беспокойство. Все идет хорошо, мы все делаем правильно!
Если бы вы могли изменить лишь что-то одно, то начните именно с этого. Пересмотрев свой настрой и отношение к паттернингу (даже если поначалу придется немножко притвориться), вы поможете ребенку достичь успеха и стать более позитивным в целом.
Важно понимать, что ребенок чувствует себя уязвимым
Для ребенка паттернинг носит пассивный характер. Другие люди двигают их руками и ногами, выполняют с ними какие-то действия и контролируют их тело. В такой ситуации любой из нас может чувствовать себя некомфортно, а тем более - особый ребенок, который не всегда может выразить свои мысли и чувства.
Поэтому следующий ваш шаг - отнестись с пониманием к чувству уязвимости, которое испытывает ребенок, постараться сформировать положительные ассоциации.
Как же нам облегчить переживания ребенка?
Через принятие и эмпатию!
Возможно, это покажется слишком простым и очевидным, и тем не менее, когда мы демонстрируем, что понимаем и разделяем чувства ребенка, ему гораздо проще пройти через обстоятельства и ситуации, в которых он чувствует себя некомфортно. Уважение к переживаниям ребенка придает им значимости, и малыш с бОльшим энтузиазмом отнесется к этому пассивному занятию.
Вместо того, чтобы:
- Игнорировать очевидное чувство недовольства и соответствующее поведение
- Пытаться отвлечь ребенка от происходящего
- Обманом вовлечь в происходящее
Скажите малышу, что вы знаете, что он сейчас испытывает, продемонстрируйте понимание и готовность помочь справиться с этим, например:
«Ваня, я вижу, как ты расстроен, ты устал, но я рядом, мы будем делать паттернинг вместе, все будет хорошо, а после паттернинга мы с тобой послушаем твою любимую песню!»
Подкрепить положительное поведение можно так:
«Я вижу, ты с нетерпением ждешь паттернинга. Я так рада! Мы сейчас вместе его сделаем и потом пойдем в парк! Ура!»
Возможно, вам такие слова покажутся слишком простыми и даже глупыми, но поверьте, если вы будете так поступать каждый раз, настрой ребенка и отношение к паттернингу изменится. Так вы сможете вдохновить его не только в этой, но и в любой другой ситуации, когда малыш отказывается выполнять что-то.
Так мы подошли к следующей составляющей успеха - четкой, понятной и систематически выполняемой системе поощрений.
Система поощрений
Система поощрений формирует мотивацию, подотчетность, ответственность и дарит радость. Она должна быть реалистичной и четко обрисованной. Вам нужно установить недвусмысленные правила, награды, последствия. Систематичность и последовательность должны стать вашей главной политикой. Как только вы отойдете от установленных правил, вся система рухнет, ребенок перестанет доверять вам и не будет ценить поощрения.
Первый шаг: Составьте список поощрений.
Запишите, что ваш ребенок любит - слушать музыку, играть на улице, кататься на велосипеде, помогать вам готовить, выбирать меню, смотреть или играть в игры на Айпаде или телефоне, кормить собаку, танцевать с папой, позвонить бабушке, играть в своей комнате, читать новые книги, доставать почту из ящика - все, что угодно! Необязательно придумывать что-то экстравагантное или каждый раз покупать ребенку новую игрушку. Можно использовать те вещи, которые он уже полюбил. Можно пригласить малыша принять участие в составлении списка - задайте детям вопросы о том, что они любят делать.
Познакомьте ребенка с готовым списком. Если вашему малышу бывает трудно сделать выбор, предлагайте не больше двух вариантов за один раз. После того, как решение ребенком принято, с этого момента это вознаграждение он будет получать только после паттернинга. Если он попросит о нем в какой-то другой момент, тогда сначала придется выполнить паттернинг! И никаких исключений! В такой ситуации вы можете сказать:
«Какая хорошая мысль - пойти покататься на велосипеде. Но тогда сначала нам нужно сделать паттернинг - помнишь, мы договорились? Скорей пойдем делать паттернинг!»
или
«Я понимаю, тебе хочется поиграть в игру на Айпаде, но это твоя особая награда для паттернинга, надо подождать до вечера, когда мы сделаем паттернинг».
Меняйте вознаграждение по необходимости. Некоторые дети, в зависимости от их характера и уровня мотивации, нуждаются в более частой смене вознаграждений - даже ежедневной. Это не плохо: так ребенок получает еще больше контроля над ситуацией. Они чувствуют себя настоящей частью процесса и сами принимают решение о награде - но в установленных вами рамках.
Каждый раз давайте пояснения, касающиеся процесса получения вознаграждения. Всегда устанавливайте временные рамки и используйте таймер. Подходите к этому строго и никогда не идите на уступки. Время, отведенное на вознаграждение, не должно превышать 10-15 минут. Как только оно истекло, Айпад необходимо отложить в сторону до следующего раза. Эти детали важно объяснить ребенку заранее. Возможно, первые пару раз, когда вы убираете Айпад, случатся эмоциональные всплески и даже истерики, но это объясняется тем, что ребенок испытывает границы - держите ли вы свое слово или вами можно манипулировать. Вам не стоит принимать это близко к сердцу - так ребенок познает мир. Здесь будет хорошо применить эмпатию:
«Малыш, я понимаю, ты хочешь еще послушать музыку, но время истекло, и теперь нам пора ползать! Давай сейчас поползаем, и потом ты сможешь еще послушать».
Шаг два: Сделайте четкое расписание или чеклист, в котором будет четко описано, как будет проходит паттернинг:
- Как долго будет длиться сессия
- Сколько раз в день
- Как мы будем увеличивать частоту/продолжительность
- Кто будет что делать
- Что от них ожидается
- Что будет происходить потом (поощрение)
- Каковы будут последствия
Ожидания: постер, размещенный рядом со столом для паттернинга, на холодильнике или в любом другом видном месте, поможет ребенку понять процесс. Правила ясно изложены, награда определена, последствия тоже описаны, и вам просто надо это выполнить. Проговаривайте все условия с ребенком каждый раз перед началом сессии и перед каждым увеличением. Тогда мы создадим для ребенка необходимую предсказуемость, которая, в свою очередь сформирует чувство стабильности и безопасности. Так мы избежим непонимания и неясностей, касающихся того, как ребенку следует себя вести. Если произойдут отклонения от плана, у нас есть последствия, которые будут мотивироваться ребенка следовать договоренности.
Последствия должны быть простыми, прямолинейными, недвусмысленными. Также они не должны пристыжать, быть слишком негативными. Их задача - помочь мотивировать ребенка на выполнение паттернинга, а не наказать. Последствие заключается в следующем - если ребенок не согласен выполнять то, что мы от него ожидаем, в таком случае, он не сможет получить свою награду.
«Хорошо, малыш, я вижу, что сейчас ты не можешь делать паттернинг, ты слишком устал. Давай пойдем перекусим и вернемся к паттернингу позже. Айпад я положу здесь, мы возьмем его потом, когда снова попробуем начать паттернинг».
или
«Ваня, я понимаю, ты очень хочешь пойти гулять, Но сейчас мы не можем выйти - мы не закончили паттернинг. Я тоже буду рада пойти гулять с тобой, давай попробуем сделать паттернинг и потом сразу на улицу?»
Демонстрируйте понимание, эмпатию, напоминайте ребенку про поощрение, всегда давайте второй шанс и возможность самому принять решение. Это означает, что не каждый раз у вас получится выполнить все намеченные сессии, но вы заложите основание доверия в отношениях с ребенком, и благодаря этому позднее вы сможете добиться того, что малыш сделает даже больше, чем мы от него ожидаем, потому что вы демонстрируете уважение к его личности и чувствам. Несмотря на то, что паттернинг - пассивное занятие, теперь вы будете партнерами в его выполнении. Также вы преподадите ребенку урок о том, что упорный труд вознаграждается и вы всегда будете рядом, чтобы поддержать малыша.
Примерный план, который вы разместите на видном месте: