Автор: Наталья Лункина (перевод)
Согласно проведенному недавно исследованию, у людей, которые осваивают чтение, будучи уже взрослыми, в процессе обучения происходят серьезные изменения в глубинных структурах мозга. Полученные результаты могут значительно изменить представления ученых о масштабах нейропластичности взрослого мозга.
Для проведения эксперимента ученые собрали группу, в которую вошли неграмотные жительницы деревень северной Индии. Этих женщин обучали чтению. Было проведено сканирование их мозга до и после исследования.
К своему удивлению, исследователи обнаружили изменения в глубоких, древних структурах мозга, хотя ранее считалось, что в случае взрослых такое практически невозможно.
Рассказывает Фальк Хьеттиг, главный исследователь Института психолингвистики им. Макса Планка в Нидерландах, руководивший экспериментом, результаты которого были опубликованы 24 мая в «Достижениях науки» (Science Advances): «Было давно известно, -предыдущие исследования неоднократно это доказали, - что изменения могут происходить во внешней области мозга – коре. Удивление вызвал тот факт, что даже такие глубокие структуры, как таламус и ствол мозга, способны меняться, синхронизируя свою деятельность с корой головного мозга».
Задача таламуса состоит в том, чтобы перерабатывать визуальную информацию и помогать зрительной коре мозга отбирать из этого потока наиболее значимое еще до того, как происходит осознанное восприятие этих данных человеком. По словам доктора Хьеттига, чем крепче связь и активнее взаимодействие между зрительной корой и таламусом, тем лучше навыки чтения.
Всем участницам эксперимента было не меньше 30 лет, и всего лишь за полгода они освоили чтение на уровне первоклассника. По мере развития этого навыка, взаимодействие между корой и таламусом становилось все более эффективным.
«Нам было известно, что мозг детей - очень гибкий, поэтому, например, им гораздо легче учить иностранные языки, чем взрослым. Однако наше открытие выявило, что даже мозг взрослого способен меняться и обучаться новым навыкам. И масштабы этого процесса просто поразительны».
Выбор исследователей пал именно на чтение, потому что это относительно новый навык для человека, если рассматривать его с точки зрения эволюции. Люди начали пользоваться письменностью около 5000 лет назад, и на основе этого можно сделать вывод, что человеческий мозг – который до этого развивался на протяжении нескольких миллионов лет - не имел специальных отделов, способных выполнять функцию чтения. Но как только человек стал пытаться писать и читать, отделы мозга, сформировавшиеся ранее для других целей, начали меняться и адаптироваться к новым требованиям, что позволило понимать написанные слова.
«Наша задача состоит в том, чтобы понять на базовом уровне, как функционирует наш мозг, - говорит Хьеттиг, - Один из способов это сделать - взглянуть на подобные культурные новшества и попытаться увидеть, какие изменения произошли в мозге человека в процессе освоения этих совершенно незнакомых навыков».
Тем не менее, целью нового исследования был не только сбор новой теоретической информации о том, как мозг может меняться. Ученые также стремились лучше понять природу и сущность таких заболеваний как дислексия, при которых связи в мозге функционируют менее оптимальным образом.
«Предыдущие исследования пациентов с дислексией выявили у них аномалии в более глубоких отделах мозга. Эти изменения отсутствовали у людей, не имеющих проблем с чтением, - говорит Хьеттиг, - однако последний эксперимент привел нас к мысли, что данные аномалии, возможно, никак не связаны с дислексией, а являются лишь показателем скудного читательского опыта».
Данное предположение служит доказательством того, что чем больше человек читает, тем эффективнее области мозга, участвующие в этом процессе, взаимодействуют между собой, а следовательно, лучше становится навык чтения.
«Мы уверены, что должна быть иная причина развития дислексии, а все отличия между хорошо и не очень хорошо читающими людьми объясняются наличием и отсутствием опыта соответственно, - говорит исследователь, - это означает, что всем надо стараться побольше читать, даже если это дается с трудом».
От команды Доман Интернэшнл:
В философии метода Домана чтение - это не просто интеллектуальная программа, а часть комплексного подхода развития мозга. Мы всегда советуем родителям начинать учить детей читать с самого раннего возраста, если позволяют зрительные навыки ребенка. У раннего обучения чтению есть масса важных преимуществ. Освоив его, ребенок сможет общаться с вами с помощью Упрощенного общения. Чтение даст малышу драгоценный опыт, которого ребенок может быть лишен по причине ограниченных двигательных возможностей. С книгой его жизнь станет более яркой и интересной.
По материалам сайта livescience.com
Существуют три важных фактора, от которых зависит интерес ребенка к чтению и его активность во время занятий: во-первых, это скорость, с которой вы показываете малышу обучающие материалы (она должна быть достаточно высокой); во-вторых, количество нового материала (оно должно быть большим); в третьих, манера преподавания (она должна быть очень радостной).
- Гленн Доман