Ключ к пониманию проблемы стереотипического поведения (стимминга). Как помочь своему ребенку справиться со стиммингом.

Здравствуйте! Я — Спенсер Доман, директор и специалист по когнитивному развитию Доман Интернэшнл. В данной статье мы рассмотрим природу стереотипии/стимминга, наблюдаемого у детей с расстройством аутистического спектра, постараемся глубже понять данный феномен и предложим родителям и воспитателям действенные стратегии помощи детям. Наша цель - дать вам знания и инструменты, позволяющие эффективно справляться с подобными трудностями.

Что такое стимминг?

Стимминг или стереотипия подразумевает совершение повторяющихся действий или движений, цель которых - стимуляция органов чувств. Они могут иметь самое разнообразное выражение и затрагивать зрительную (фокусировка на свете), слуховую (повторение разных звуков), тактильную (взаимодействие с разными текстурами) и прочие сферы. У детей с особыми потребностями стимминг наблюдается очень часто. Поэтому важно понимать причину его возникновения и уметь правильно на него воздействовать. 

Виды стимминга:

Прежде чем погрузиться в изучение проблемы стимминга и поиск решений, давайте рассмотрим различные его варианты и проявления — ведь без понимания, что можно считать стиммингом, семьям будет трудно распознать и эффективно реагировать на данное поведение.

Визуальный стимминг 

Ребенок, склонный к визуальной стимуляции, может непрерывно смотреть на какой-либо источник света, крутить разные предметы или шевелить пальцами перед глазами Такие действия стимулируют зрительный анализатор, что помогает ребенку сфокусироваться или успокоиться и почувствовать себя более комфортно.

Слуховой стимминг

При таком виде стиминга ребенок постоянно издает какие-либо звуки, зачастую монотонные и однообразные - жужжание, постукивание или щелканье. Ребенок может издавать их сам, голосом, или с помочью каких-либо приспособлений и предметов. Думаю, вы нередко видели детей, не выпускающих из рук музыкальную игрушку, без остановки нажимающих на кнопки. Или ребенок может просить включить конкретную часть песни, желая послушать ее невероятное количество раз подряд и т.п. Подобное поведение сигнализирует о потребности в слуховом сенсорном воздействии.

Тактильный стимминг

Тактильный стимминг подразумевает поиск физических ощущений посредством прикосновения к текстурам, царапания поверхностей или постукивания по ним. Дети могут тереть свою кожу, трогают все вокруг или вертят в пальцах один и тот же предмет или проводят разными тканями/текстурами по коже, чтобы восполнить необходимость в тактильном воздействии.

Ротовая стимуляция 

Ротовое стимулирование включает кусание, жевание или облизывание предметов. Некоторые дети кладут в рот разные несъедобные предметы, чтобы получать сенсорную информацию через ротовые пути.

Обонятельная и вкусовая стимуляция

Эти менее распространенные формы стиминга связаны с обонянием и вкусом. Ребенок, нуждающийся в обонятельной стимуляции, склонен к обнюхиванию предметов, еды или людей. Вкусовая же стимуляция включает в себя пробу на вкус или облизывание предметов, часто не связанную с едой или голодом.

 

Понимание этих типов стимуляции может помочь членам семьи и специалистам более точно разрабатывать план воздействия для удовлетворения конкретных сенсорных потребностей ребенка.

Почему дети с РАС ощущают потребность в подобных действиях?

Специалисты Доман Интернэшнл выявили несколько ключевых факторов, которые влияют на появление стимминга. Важно понимать, что стимминг никак не связан с поведением и воспитанием, его корни уходят дальше - в физиологическое и сенсорное развитие ребенка. Работая с настоящими первопричинами, мы можем помочь детям найти иные способы взаимодействия с окружающем миром.

Влияние физиологических факторов

Связь «кишечник-мозг»

Важным физиологическим фактором, влияющим на стимминг, является здоровье кишечника. Пищеварительная система, наполненная нейронами, играет важную роль в работе всего мозга. Многие дети с расстройством аутистического спектра имеют проблемы со здоровьем кишечника, что приводит к стимминговому поведение. Решение проблем, связанных с кишечником — с помощью специализированных диет, добавок и поддержания экологичности, чистоты и порядка в месте проживания, может значительно снизить проявления стимминга.

Роль здоровой окружающей среды

Дети с особыми потребностями чувствительны к внешним факторам. Загрязнение, выбросы, плохое питание, нехватка сна — все это также может усугубить тягу ребенка к стиммингу. Создав здоровую, благоприятную среду, мы поможем уменьшить частоту подобного поведения, и тем самым дадим детям возможность сосредоточиться на развитии и взаимодействии с окружающим миром.

Введение сенсорной интеграции

У детей возникает потребность в стимминге отчасти потому, что их сенсорные системы обрабатывают информацию по-разному. Сенсорная интеграция — краеугольный камень метода Домана — направлена на укрепление и нормализацию работы сенсорных путей. С помощью целенаправленной визуальной, слуховой и тактильной стимуляции мы можем снизить потребность в стереотипическом поведении.

Укрепление работы блуждающего нерва

Блуждающий нерв играет важную роль в регуляции нашей реакции «бей или беги» и умения успокаиваться и расслабляться. Дисфункция блуждающего нерва может привести к усилению стрессовых реакций и стимминга. Действия, направленные на поддержание функции блуждающего нерва, могут значительно улучшить эмоциональную регуляцию и снизить потребность в стимминге.

Многосторонний подход для снижения стимминга

Подход Доман Интернэшнл включает в себя комплексную стратегию, направленную на удовлетворение физиологических, сенсорных и эмоциональных потребностей детей с РАС. Борясь с первопричинами стимминга, мы помогаем детям вести более наполненную жизнь.

Метод Домана

Метод Домана является передовым в области сенсорной интеграции. Метод доказал свою эффективность, применяя узконаправленные индивидуально подобранные сенсорные стимуляции для детей с особыми потребностями. Наша постоянная приверженность исследованиям и инновациям гарантирует, что мы предлагаем наиболее эффективные решения для снижения стиммингового поведения.

Протокол «Safe and Sound»

Одним из самых современных инструментов, которые используют специалисты Доман Интернэшнл, является протокол Safe and Sound, разработанный для улучшения работы блуждающего нерва. Его применение показало значительный прогресс в снижении стиммминга за счет улучшения эмоциональной регуляции и снижения стрессовых реакций.

Справится со стиммминговым поведением может быть не просто, но с правильным подходом и необходимыми инструментами возможно все! Если вы хотите помочь вашему ребенку, команда Доман Интернэшнл будет рада вам в этом содействовать!

 

Потенциал вашего ребенка огромен. С поддержкой нашей команды и правильными инструментами вы сможете помочь ребенку раскрыть его способности,  снизить стереотипию и наладить взаимодействие с окружающим миром.

 

Свяжитесь с представителем Доман Интернэшнл по России и СНГ Наталье Гермак: +7 978 912 66 16 (WhatsApp, Telegram), чтобы получить персональную поддержку и узнать больше о том, как мы можем помочь развитию вашего ребенка. Наши специалисты предоставят вам инструменты и знания, необходимые для поддержки ребенка на пути к более счастливой и полноценной жизни.