Метод Домана: обучение чтению детей с особыми потребностями

Автор: Спенсер Доман

Когнитивное развитие особых детей нередко становится причиной для беспокойства их мам и пап. Не секрет, что у этих малышей часто возникают трудности с чтением, математикой, выполнением инструкций и речевым развитием. Еще 50 лет назад Гленн Доман наблюдал, что детям с такими диагнозами как аутизм, ДЦП, РАС, СДВГ, Трисомия 21 и пр., действительно бывает трудно освоить чтение в школе. Казалось бы, в такой ситуации достаточно просто применить индивидуальный подход и подобрать правильные методики обучения особых детей. Однако школьная система зачастую просто списывала этих малышей со счетов, объясняя трудности в освоении чтения их необучаемостью как таковой. 

 

Гленн Доман не мог просто согласиться с тем, что такие дети - «необучаемые». В 1964 он написал  книгу «Как научить вашего ребенка читать», которая стала «библией» для родителей, желающих дать своим крохам навыки чтения. Изначально, книга была написана для мам и пап, воспитывающих нейротипичных детей. Однако Гленн поясняет, что пришел к пониманию масштабов потенциала, заложенного в маленьких детях, наблюдая, как читает вслух Томми, 3-летний мальчик с повреждением мозга.  Гленн понял, что дети (и в особенности дети с повреждением мозга) обладают гораздо большими способностями, чем принято считать в образовательных кругах.

 

Гленн Доман разработал идеальную систему обучения чтению детей (в особенности испытывающих трудности с развитием интеллектуальных навыков). Что же в его методе особенного?

 

Вот наиболее важные его элементы:

#1: Слова целиком.

Метод Гленна Домана основывается на  изучении слов с помощью карточек: дети гораздо легче осваивают чтение, если обучать их воспринимать слово целиком, а не учить читать по слогам. В методе Домана не используется чтение вслух, которое может стать серьезной, зачастую непреодолимой трудностью для особых малышей. Многие из этих детей имеют проблемы с речью, и если требовать от них произносить прочитанное вслух, то процесс обучения чтению станет еще более затруднительным и даже пугающим. Когда ребенок просто впитывает слова, которые родитель показывает ему на карточках, озвучивая их, малыш чувствует себя комфортно и лучше откликается на обучение.

#2: Короткие, но частые занятия.

Метод Домана - это короткие, но частые занятия: большинство наших детей не может похвастаться усидчивостью, многие из них гиперактивны, легко отвлекаются. Метод Домана предполагает короткую продолжительность занятий (менее 10 секунд), проводимых достаточно часто в течение дня, благодаря чему ребенок сможет успешно освоить чтение. В среднем, слова следует показывать 15 раз в день. Такая высокая частота помогает детям научится читать, а короткая продолжительность позволяет им наслаждаться занятиями. 

#3: Обучение с радостью.

Главное в методе Домана - обучение с радостью: программа чтения по методу Гленна разрабатывается индивидуально для каждого ребенка. Слова для изучения выбираются с учетом интересов и предпочтений малыша – это могут быть имена членов семьи, любимая еда, занятия, животные и места. Разве может не нравиться учеба, если в ее основе - все самое важное для ученика? Также метод Домана подразумевает отсутствие тестирования, которое, как правило, ненавистно детям. Персональная программа, исключающая стресс-факторы (такие как чтение вслух или проверки знаний), даст ребенку возможность заниматься с удовольствием и усердием!

#4: Крупный шрифт. 

Гленн Доман подчеркивал важность крупного шрифта: когда слова написаны крупным, жирным шрифтом, детям легче их воспринимать! У особых малышей часто бывают проблемы со зрением. Большие четкие буквы на карточках помогают избежать трудностей восприятия и облегчают обучение!

#5: Текст и картинки отдельно друг от друга.

Текст и картинки отделены друг от друга: Гленн Доман указывал на то, что многие авторы детских книг, не желая ничего плохого, размещают картинки и текст на одной странице. В школьных учебниках тоже текст и картинки часто расположены на одном листе. Проблема здесь в том, что изображение «уводит» внимание ребенка от текста. Разделение текста и иллюстраций является ключевым моментом, помогающим малышам фокусироваться именно на слове и научиться читать его. 

Программа чтения Гленна Домана произвела революцию в области раннего обучения чтению и грамоте, что подтверждается множеством фактов. Мы перечислили пять основных преимуществ, делающих метод Домана идеальным способом обучения детей, испытывающих трудности с освоением чтения. Более того, с помощью методики Гленна родители могут начать обучение своих малышей еще до того, как они пошли в школу. Благодаря этому, у них появляется возможность положительно повлиять на развитие особых детей и их будущее образование.