Наследие Гленна Домана. Часть 1.

Автор: Дуглас Доман

В самом начале своей профессиональной деятельности Гленну Доману выпал шанс получить уникальный для врача опыт. Специалисты, с которыми он работал, придумали следующее: каждый сотрудник их реабилитационной команды должен был провести целый день с семьей ребенка с повреждением мозга. В те времена это было весьма смелым решением. И, как показала жизнь, - очень правильным.

Слушать матерей

Проведя целый день в доме с особым ребенком, мой отец и другие специалисты собрались вместе для обсуждения полученного опыта. В какой-то момент они начали говорить о семье, в которой Гленн пробыл весь день. И все, что врачи сказали об этой матери, совершенно не соответствовало действительности. Мой отец являлся тогда младшим сотрудником и всего лишь физиотерапевтом. Он начал было: «Да, но эта мама сказала, что…», обернулся и увидел обескураженные лица коллег. В тот момент Гленн понял, что в профессиональном сообществе не принято прислушиваться к мнению матерей,  для них это «пустая трата времени».

Гленн не мог согласиться с таким подходом. Он провел в той семье целый день и видел, что эта мама - весьма разумная женщина. От нее отец узнал много важного о ребенке. Это был ценнейший опыт, который Гленн помнил всю жизнь.

Слушать людей с повреждением мозга

Гленн часто рассказывал о своем хорошем друге - взрослом человеке с серьезным ДЦП и гиперкинезами.  Более 60 лет назад отец пришел к выводу, что у таких пациентов поврежден средний мозг. Также для них характерна монотонная, тихая речь. Из-за респираторных проблем им бывает сложно набрать достаточно воздуха для формирования высказывания, и набранный воздух быстро кончается в момент говорения. Если они научаются ходить (что бывает редко), движения их рук, ног, корпуса при ходьбе совершаются хаотично. В результате, посторонние люди, не понимающие их состояния, могут счесть их глупыми или пьяными.

Так как у таких пациентов редко бывают повреждения в коре головного мозга, их интеллект остается незатронутым. И вполне вероятно, что их IQ - гораздо выше, чем у тех сторонних наблюдателей, считающих их интеллектуально неразвитыми! Тот друг моего отца, о котором он рассказывал, занимался продажей газет. Он владел несколькими киосками в разных частях города и был успешным бизнесменом. Гленн Доман прислушивался не только к мнению родителей особых детей. Он слушал и самих людей с повреждением мозга, чтобы лучше понимать, как им можно помочь.

Однажды моего отца пригласили на конференцию по вопросам гиперкинезов. Он знал, как профессиональное сообщество относится к тому, что говорят родители и сами пациенты, и считал, что специалистам будет полезно выслушать человека, страдающего от гиперкинезов. Его друг с радостью согласился выступить, несмотря на серьезные проблемы с артикуляцией. Когда подошло время его выступления, он встал, и, прилагая усилия, начал говорить. В вытянутой над головой руке у него была книга. В какой-то момент она задрожала из-за его хаотичных движений конечностями. Он произнес: «Это книга - хорошая или плохая?» Слушатели выглядели озадаченными. Он повторил: «Эта книга - хорошая или плохая?» Аудитория была заинтригована. Он хотел донести до них простую и ясную мысль: как нельзя судить о книге по обложке, так нельзя судить о человеке по каким-то внешним признакам. Кто-то из слушателей в тот день понял это, кто-то - нет. Многие видели в нем лишь инвалида, а ведь он был мудрым человеком и успешным предпринимателем. Гленн считал, что это была одна из самых лучших речей из всех, что он слышал в жизни.

 

Гленн Доман понимал, как важно слушать родителей, ведь они - ведущие мировые эксперты по своим детям! Это стало его жизненным принципом. Он также слушал взрослых и детей с повреждением мозга.

Мой личный опыт

За 40 лет практики у меня было множество моментов озарения, когда, выслушав родителей,  я говорил себе: «Эврика!» Это же совершенно очевидно - если вы хотите что-то узнать про ребенка, спросите его родителей. Они находятся рядом с ним с самого его рождения. 

Это основополагающий принцип метода Домана, на котором строится наша командная работа. Наша команда состоит из родителей, которые лучше всех знают своих детей, и сотрудников, которые лучше всех знают, как развивать физические, когнитивные и социальные навыки детей.

Если вас одолевают сомнения - скажите нам о них

Умение Гленна слушать мам и пап помогло нам понять, что должно быть основным приоритетом в нашей работе. Поддерживать родителей - это главное в нашей деятельности.  Семьи хотят получать ответы на свои вопросы. Им нужны решения проблем их детей. Наша задача - слушать родителей и помогать им получать все то, в чем они нуждаются.

Если у наших родителей возникают какие-либо сомнения или беспокойства, очень важно для семьи в таких ситуациях сразу же связаться со своим коучем. Выслушать и поддержать мам и пап - это наша профессиональная задача. Мы всегда говорим - позвоните нам, напишите письмо или сообщение. Мы хотим помочь вам. 

Семья - это ключ к решению проблем ребенка. Об этом Гленн писал в своей книге "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга". Мы говорим об этом на курсе «Метод Домана: от особых потребностей к здоровью». И только слушая родителей, мы смогли прийти к пониманию этого важного принципа.

 

Мы хотим услышать и вас.