О вере в детей

Ваш ребенок понимает больше, чем мы думаем

Мелисса Доман

Не всегда родителям легко распознать, как много и что именно понимает их особый ребенок. Это действительно не всегда просто - к примеру, гиперактивные малыши с трудом могут сосредоточиться, иногда даже простые инструкции им даются нелегко. Неговорящий ребенок просто не может дать словесный ответ, и определить уровень их понимания тоже не просто. Неподвижные или малоподвижные дети также не всегда способны продемонстрировать, насколько хорошо они поняли, что вы им говорите.

Однако ваш ребенок понимает больше, чем может показаться. Важно помнить об этом.

Дети не всегда могут четко продемонстрировать свое понимание, но это не значит, что понимания у них нет. Я думаю, что вас мои слова не должны удивлять. Вы знаете, что ваш ребенок - очень сообразительный. Но наверняка кто-то из вас периодически подвергает сомнению способности своего малыша, и это совершенно естественно, потому что ребенок не всегда может дать вам ответ на ваш вопрос.

По моим наблюдениям, дети с нарушениями сенсорного восприятия, с различными видами гиперчувствительности к звукам часто испытывают трудности подобного рода. Когда мозг постоянно пытается «отфильтровать» звуковой хаос (а именно так ребенок с гиперслухом воспринимает окружающий мир), трудно сосредоточиться на том, что говорят люди. Такие дети часто гиперактивны, постоянно двигаются. Всему виной сенсорная перегрузка, которая заставляет их так себя вести. Однако взрослые видят в подобно поведении просто неспособность сосредоточиться, дефицит внимания и пр.

Приведу пример, который поможет нам немного лучше понять наших детей. Представьте, что вы находитесь в очень шумном баре или на дискотеке. Вы пытаетесь понять, что вам говорит человек, стоящий перед вами, но в помещении слишком много других звуков. В подобных условиях любой из нас может начать «выключаться». Если ваш ребенок часто уходит в себя и не слышит вас, скорее всего, у него повышенная чувствительность к звукам.

И дело не в том, что ребенок не способен понять слова. Просто его мозг в этот момент решает другие задачи.

Если у нас неговорящий ребенок, то его положение - самое сложное. В нашем обществе речь все еще считается необходимым фактором для подтверждения умственных способностей. Отрадно, что в последние годы все больше людей начинают осознавать разницу между наличием интеллекта и возможностью его выразить. Однако некоторые врачи и специалисты все еще продолжают оценивать интеллектуальный уровень детей, основываясь исключительно на их речевых умениях.

Приведу несколько экстремальный пример. Если вам на целый день заклеить рот скотчем, повлияет ли это как-то на вашу способность понимать обращенную речь? Конечно, нет. Но почему-то считается, что раз ребенок не говорит, значит и понимать он ничего не может. Представьте, каково детям находиться в кабинетах специалистов и слушать, как эти люди внушают родителям, что их ребенок совсем ничего не понимает?

Есть иная категория детей - они обладают речевыми умениями, но могут часто повторяться, говорить противоположное тому, что хотели сказать, или произносят вещи, никак не относящиеся к теме разговора. Из-за этого окружающие вполне могут усомниться в их интеллектуальных способностях. Тем не менее, такой ребенок обладает высоким уровнем понимания, просто его мозг настолько дезорганизован, что он произносит не те слова, которые хочет сказать на самом деле.

Нарушения речевого развития не являются свидетельством низкого интеллекта.

Отсутствие речи и речевые нарушения не говорят об отсутствии интеллекта. Я усвоила это в достаточно раннем возрасте, и полагала, что все об этом знают. Однако по мере взросления мне начала открываться горькая правда - на самом деле это известно далеко не всем. Тем не менее, я могу назвать несколько выдающихся личностей, которые, обладают высочайшим интеллектом и при этом не могут говорить. Например, Стивен Хокинг. Также Альберт Эйнштейн начал говорить только в 4 года.

И все же большинство родителей знает, что их ребенок - очень смышленый.

Вполне возможно, кто-то сейчас скажет мне, что «стучусь в открытую дверь». Действительно, большинство родителей, с которыми мне доводилось общаться, знают, что их дети с особым потребностями способны на многое. Они знают, что их малыш - настоящий умница, который уже стал опровержением не одного пессимистичного прогноза!

Но иногда в голове мамы или папы возникает тихий голосок, сеющий зерна сомнения. Что ж, сомнения свойственны человеку. И не нужно ругать себя за это.

Если вы начали сомневаться в своем ребенке, то я хочу обратиться именно к вам:

Ваш ребенок понимает очень многое. Просто примите как аксиому мысль, что он понимает каждое ваше слово. И все, что ему говорят другие.

И даже если вы не уверены в этом на 100% (и это не страшно), вы ничего не теряете, а только приобретаете, если будете разговаривать с ним как со всеми другими людьми.

Велика вероятность того, что в этот момент ваш ребенок облегченно вздохнет.

Потому что вы - главный человек в их жизни, их опора и поддержка, - наконец-то с ним заодно. Это придает уверенности и сил. Мы все знаем, как важно иметь рядом того, кто за вас, кто на вашей стороне.