Отзывчивый интеллект детей с синдромом Дауна

автор: Нийяти Пател

Синдром Дауна, или Трисомия 21, — генетическое заболевание. Вы, скорее всего, знали об этом еще до того, как открыли нашу статью. Также вы, вероятно, уже столкнулись с тем, что большая часть информации, которую можно найти в интернете по данному вопросу, не вселяет оптимизма. Как правило, синдром Дауна характеризуется как генетическое заболевание, сопровождаемое задержкой развития и когнитивными проблемами. Наиболее разрушительным для родителя является утверждение, что когнитивное развитие таких детей — выражение эмоций, сознание, способность рассуждать логически, понимание, интеллектуальные и ментальные способности — априори слабое и не поддаются коррекции.

 

Но с другой стороны, всякий, кто встречал людей с Трисомией, знает, какие они замечательные — миролюбивые, добрые, обладающие удивительной способностью дарить эмоциональное спокойствие. Их естественная открытость сразу вселяет нам чувство безопасности. И более того, их мягкость дарит нам надежду. Если же вы прожили достаточно долгое время рядом с человеком с синдромом, вы знаете, что эти ребята поистине умны! Невозможно не заметить совершенно особую искорку в их глазах. Я уверена, вы ее тоже видели и точно знаете, что я имею ввиду. Так что, распространенный «факт» о низком уровне интеллекта таких людей разбивается о ваш собственный опыт.

За последние 50 лет специалисты Доман Интернэшнл помогли тысячам детей с синдромом Дауна. Несмотря на то, что это заболевание генетическое, оно затрагивает неврологические функции — следовательно, поддается реабилитации по методу Домана. Наиболее естественным подходом для нас стало следующее - вера в   интеллектуальный потенциал этих детей и убежденность в том, что этот потенциал прекрасно раскрывается, если создать соответствующие условия для этого и обеспечить максимальную возможность на практике использовать приобретаемые навыки. Что же отличает метод Домана для синдрома Дауна от других подходов?

1. Мы учим детей читать. Суть чтения заключается в восприятии знаковой информации  посредством зрения. Это сложная функция, однако ей можно успешно научиться — шаг за шагом по специальной программе метода Домана.
Чтение открывает перед ребенком новые горизонты, способствует усвоению новой информации, развитию понимания и мышления, улучшает когнитивные функции.

 

2. Мы учим их математике. Умение считать также является жизненно важным навыком, позволяющим осваивать понятия количества и их цифровое выражение. Мы опираемся на математику даже в самых обыденных житейских моментах - когда говорим о таких вещах как день недели, время дня, чей-либо возраст, доходы и пр. Как и чтению, математике можно успешно научиться с помощью метода Домана. Занятия математикой помогают «включить» функции более высокого порядка -  умение решать задачи, понимание операционных или причинно-следственных связей.


3. Мы помогаем справиться с сенсорной гипо- и гиперчувствительностью.  Часто синдром Дауна сопровождается сенсорными нарушениями, связанными с повышенной чувствительностью к прикосновениям и звукам, — это проявляется в частых объятиях, поиске сенсорных ощущений, дыхании с открытым ртом, эхолалии (неосмысленное повторение слышимого), громкой, а также неорганизованной речи. Программа сенсорной интеграции по методу Домана способствует укреплению нейронных путей для более адекватного восприятия сенсорных стимулов. Это в свою очередь улучшает когнитивное развитие и повышает способность к обучению.


4. Мы развиваем речь. Речь — произнесение звуков — появляется при скоординированной работе мышц и достаточной дыхательной функции. Организация и улучшение дыхания возможны благодаря программе оксигенации по методу Домана в сочетании с правильной физической нагрузкой и четко разработанным планом питания. Помимо этого, наша программа дыхания оказывает положительное влияние на мышечный тонус, как правило сниженный у людей с трисомией 21. Однако важно понимать, что все взаимосвязано и прежде, чем начать работать над развитием речи, необходимо улучшить когнитивное развитие и устранить сенсорные нарушения.


5. Мы учим социальному взаимодействию. Пытливый ум нуждается в среде, которая позволит ему изучать мир вокруг и общаться с людьми. Человек мыслящий жаждет обмениваться знаниями и опытом с другими. Обучая ребенка чтению, математике, взаимодействию в обществе, специалисты Доман Интернэшнл снабжают его всеми необходимыми навыками для успешной жизни во внешнем мире. Социальные программы по методу Домана тщательно разработаны для того, чтобы помочь людям с синдромом Дауна комфортно существовать в различных социальных ситуациях и условиях как в семье, так и за ее пределами.

Метод Домана не раз доказывал свою эффективность и многочисленные результаты наших программ не могут не воодушевлять. Более 90% детей с синдромом Дауна научились читать. Им нет равных в усвоении информации, и они с гордостью демонстрируют свои прекрасные интеллектуальные навыки. Они уверенно взаимодействуют с другими людьми и строят значимые социальные связи.

 

Прочитав истории успеха Доман Интернэшнл, вы можете узнать больше о нашей работе с использованием когнитивных методов для реабилитации детей с синдромом Дауна.