Разбираем ваши случаи: синдром Веста в ремиссии, ЧАЗН, отставание в развитии

Сегодня мы разберем случай, присланный нам Дарьей, мамой мальчика, которому чуть больше года. Дарья пишет, что ее сын практически не взаимодействует с окружающим миром – не фокусирует взгляд и не следит за предметами, не тянется и не берет игрушки, не реагирует на прикосновения и на звуки. Мальчик родился на 27 неделе и пережил внутрижелудочковое кровоизлияние. Дополнительное повреждение нервной системы он получил в 9 месяцев, когда перенес операцию по замене клапана впш – тогда у малыша появились эпилептические приступы и у него диагностировали синдром Веста. У мальчика случился полный регресс развития, но, к счастью, Веста удалось купировать медикаментами. Благодаря тому, что семья активно занималась с ребенком, он научился переворачиваться со спины на живот, чуть лучше удерживать голову. Но, конечно, результаты реабилитационных мероприятий маме кажутся недостаточными. И она спрашивает: как помочь ребенку начать познавать мир через органы чувств? (отличный вопрос!) Почему ребенок плохо держит голову и можно ли помочь ему удерживать ее лучше? Как стимулировать физическое и интеллектуальное развитие малыша?

Мы благодарим Дарью за присланный случай – и с радостью разберем его с точки зрения «домановского» подхода.

В данном случае мы имеем дело с ребенком, неврологический возраст которого – очень маленький. Реальный возраст мальчика – примерно 14 месяцев, а развит он (неврологически) пока как младенец. На программе по методу Домана мы подсчитываем неврологический возраст ребенка, сравниваем его с хронологическим (реальным) – и ставим целью постепенно сократить зазор между ними. (Подсчету неврологического возраста и выявлению «пробелов», которые есть у ребенка, мы учим на курсе «Метод Домана: от особых потребностей – к здоровью»).

 

Как мы можем развивать младенца? Все достаточно просто: нам нужно улучшать его сенсорное восприятие, которое пока находится в зачаточном состоянии. Малыш, который недавно родился, действительно мало взаимодействует с окружающим миром – ведь он пока практически ничего не видит, не слышит и не чувствует. Но постепенно, в ответ на стимулы окружающей среды, его органы чувств развиваются – и вот ребенок уже реагирует на улыбку мамы, оборачивается на звук входной двери, реагирует на температуру воды, в которой его купают.

 

Поврежденному мозгу нужно гораздо больше времени и стимулов, чтобы сформировать умение видеть, слышать и чувствовать. Ведь часть его клеток погибли – и мозг не может задействовать всю свою «мощность». Ему нужно сформировать новые нейронные связи, «проложить новые дорожки» по которым пойдут слуховые, зрительные, тактильные сигналы.

 

Поэтому мы должны обеспечить мозгу ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ стимуляции – в большом количестве. Но какие это должны быть стимуляции, как их подобрать?

Для этого нам нужно тщательно оценить развитие зрения, слуха и осязания у ребенка. О том, как это сделать, подробно написано в книге «Да, ваш ребенок – гений!».

В случае с сыном Дарьи рискнем предположить, что ему понадобятся стимуляции на самых «нижних» уровнях - ребенок, который не следит за предметами, скорее всего, пока не различает даже очертания, контуры этих предметов. Поэтому нам обязательно нужно проверить самые первые уровни развития зрения: световой рефлекс (сокращение зрачка при попадании на него света) и восприятие очертаний. Если мы понимаем, что и на этих уровнях есть проблемы, то их нам и нужно стимулировать.

 

Точно так же потребуется оценить первичные уровни развития слуха и осязания – и приступить к их стимуляции.

 

Также Дарья, к сожалению, не пишет, принимает ли сейчас ребенок какие-то противосудорожные лекарства. Если да – их прием также может очень сильно тормозить развитие, в частности сенсорное. Мы регулярно наблюдаем, как улучшается восприятие ребенком окружающей действительности при отмене антиконвульсантов. Но делать это можно только под чутким контролем врача и очень постепенно – ни в коем случае не пытайтесь начать отмену препаратов самостоятельно, это очень опасно!

 

Когда с помощью зрительных, тактильных, слуховых стимуляций вы «разбудите» сенсорное восприятие ребенка – его интеллектуальное развитие, контакт с миром – не заставят себя ждать!

 

Когда малыш научится видеть детали – его можно будет обучить очень многому! Но ваша первостепенная задача – привести его к детальному восприятию.

Что же касается физического развития, мы, конечно же, рекомендуем волшебную комбинацию «наклонный пол + паттернинг». Малышу обязательно нужно учиться ползать на животе, поэтому вам как можно скорее стоит начать класть его на наклонную поверхность. С появлением первых движений ребенок будет учиться лучше чувствовать свое тело, у него начнет формироваться правильный тонус мышц – и как следствие ребенку будет легче удерживать голову. Ну и, конечно, у малыша появится мотивация исследовать окружающий мир.

Совокупные рекомендации:

 

1. Приобрести книгу «Да, ваш ребенок – гений!» - и с ее помощью оценить уровень развития зрения, слуха и осязания у ребенка. Подобрать нужные малышу стимуляции – и выполнять их множество раз в день.


2. Начинать занятия постепенно. Следить за реакцией ребенка. Со всеми малышами, у которых в анамнезе есть судороги – мы начинаем заниматься понемногу, не форсируя события.


3. Прочитать нашу статью про наклонный пол: https://domanint.ru/blog/gorka-domana-volshebnyj-instrument-kotoryj-nauchit-vashego-malomobilnogo-rebenka-polzat-na-zhivote

Изготовить для малыша наклонную поверхность для ползания, начать занятия.


4. Добавить паттернинг (мы готовим про него подробный материал, также о паттернинге можно прочитать в книге «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга»).


5. Так как ребенок только начинает получать прикорм, у вас есть прекрасный шанс приучить его к правильному питанию. Мы очень рекомендуем базовую элиминационную диету (без сахара, глютена и молочных продуктов).

Если у вас остались вопросы, пишите нашему представителю Наталье Гермак: +7 978 912 66 16 (Viber, WhatsApp, Telegram)

Также составить индивидуальную программу развития для ребенка можно на нашем курсе «Метод Домана: от особых потребностей – к здоровью!», следующий поток которого стартует 12 января.