Возможно ли, что за гениальностью Леонардо да Винчи стояла дислексия?

Автор: Наталья Лункина (перевод)

 

2 мая исполнилось 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи, что побуждает еще раз взглянуть на жизнь человека, которого многие считают величайшим гением в истории человечества. Без сомнения, он является одним из самых одаренных художников и изобретателей, отличавшийся нестандартным мышлением. Однако ученые полагают, что своим талантом он во многом обязан дислексии.

 “Вероятно, этот диагноз можно считать ключевым фактором, который сделал творческие способности да Винчи уникальными. Сделал его тем, кем он был», - говорит доктор Сальваторе Манджоне, профессор медицинского факультета Университета Томаса Джефферсона.

Дислексия – это когнитивная особенность, встречающаяся у  20% населения земного шара, - непонятая и поэтому неверно интерпретируемая. Такие люди испытывают трудности с чтением, несмотря на то, что у них есть способности, мотивация и возможности учиться. В большинстве случаев дислексия проявляется в нарушении восприятия отдельных звуков языка – этим людям сложно воспринимать фонетическую информацию и учиться на слух,  что влияет на чтение, письмо и грамотность.

Однако, по словам доктора Манджоне, несмотря на то, что дислексия представляется как недуг, для да Винчи она была настоящим даром. Многие исследования показали, что люди с дислексией обладают высоким уровнем творческих способностей.

Люди все время старались понять, что же сделало Леонардо таким, каков он был. К сожалению, сам художник не так много рассказал нам о себе.

Ученые выяснили, что у Леонардо были проблемы с успеваемостью в школе. Один из его первых биографов, Джорджо Вазари, считал, что да Винчи неважно учился в школе, потому что больше времени проводил, рисуя каракули в тетради. По его мнению, если бы Леонардо уделял больше внимания письму, а не отвлекался на рисование, то и академические успехи у него были бы выше. Такое отсутствие рвения заинтриговало доктора Манджоне: «Это позволяет допустить, что у да Винчи была дислексия».  
Следующим аргументом «за» служит тот факт, что у да Винчи не было и намека на грамотность. «Если вы заглянете в его тетради, то увидите, что с орфографией у него было совсем плохо», - говорит Манджоне. Многочисленные ошибки в написании слов практически «зашифровали» его тексты. Леонардо мог написать одно и то же слово 9 разными вариантами. По сути, он создавал новые слова, созвучные настоящим. Например, слово «сапоги», он написал бы как «сопаги». Большинство из написанного им - это несуществующие слова-омофмоны реальных слов.
Недавний анализ изображений лица Леонардо (рисованных и скульптурных) показал, что у него было нарушение соостности  глаз, то есть, страбизм (или косоглазие). Если глаза хотя бы немного раскоординированы, объемное восприятие (3D-зрение) для человека становится недоступным.  Это нарушение заставляет мозг больше использовать один глаз, в результате чего человек видит предметы плоскими - в 2D. «Занятно, что люди с 2D-зрением обладают восхитительными художественными способностями», - говорит Манджоне. Действительно, довольно часто на курсах рисования для начинающих преподаватели советуют ученикам закрывать один глаз, чтобы облегчить передачу трехмерного объекта на двухмерном листе бумаги. По словам доктора Манджоне, в данном нарушении зрительной компетенции примечательно то, что оно не только способствует развитию умения рисовать, но и зачастую сопутствует дислексии.

Вероятность того, что Леонардо да Винчи мог быть дислектиком, проливает свет на него как на художника, и на само заболевание. «Предположение о том, что у да Винчи была дислексия (чего мы не можем утверждать с абсолютной уверенностью), доказывает, насколько мало мы знаем об этом заболевании», - подчеркивает доктор Манджоне.
«Мы живем в обществе, где вербальное главенствует над визуальным, что зачастую приводит к неправильному отношению к людям с когнитивными отличиями, такими как дислексия, и это может иметь долгосрочные последствия. Дети, у которых наблюдается проблемы с чтением, чаще других испытывают гнев, трудности в общении, легко отвлекаются. Вероятность того, что они бросят школу, не дойдя до старших классов, в 2,5 раза выше, по сравнению с теми детьми, кому чтение давалось относительно легко. При этом исследования показывают, что люди с дислексией умны, креативны и изобретательны, просто для чтения они используют другие области мозга, нежели мы с вами.
«Не нужно вешать ярлыки на таких детей и наказывать их за то, что у них мозг работает по-другому», - говорит доктор Манджоне. В случае с Леонардо да Винчи, эта особенность оказалась настоящим даром свыше.

Оригинал: neurosciencenews.com